У МТС падают доходы от фиксированной связи. Сравнение с показателями «Мегафона» и «Билайна»

Бизнес Телеком
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев

МТС, вслед за Vimplecom и «Мегафоном», опубликовала результаты II квартала текущего года. У МТС снижаются доходы от фиксированной связи, а по итогам года снизится прибыль из-за ухода компании из Узбекистана.


Квартальные итоги МТС

Компания «Мобильные телесистемы» (МТС) опубликовала финансовые и операционные результаты за II квартал 2016 г. Выручка компании составила p108,1 млрд, что на 5,3% больше аналогичного показателя прошлого года.

В то же время показатель OIBDA (прибыль до уплаты налогов, процентов по кредитам и расходам на амортизацию) упала на 4,3% — до p40,9 млрд. А чистая прибыль сократилась почти в два раза: на 47% — до p9,1 млрд.

Причины снижения чистой прибыли

В компании объясняют снижение чистой прибыли сокращением неденежных доходов от курсовых разниц и расходами на досрочный выкуп еврооблигаций, эффект от которого составил p3,1 млрд.

МТС также обновила прогноз на 2016 г. Выручка компании вырастет на 2-3% (в 2015 г. она составила p426,6 млрд), а показатель OIBDA снизится на 4% (в 2015 г. он составлял p177 млрд). Это связано с недавним выходом МТС с рынка Узбекистана. Капитальные затраты сократятся с p96 млрд в прошлом году — до p85 млрд.

Число мобильных абонентов всей группы МТС выросло за год на 3,5% — до p109 млрд. В России число абонентов также выросло на 3% — до 77,8 млн.

Доходы от фиксированного бизнеса падают

В России выручка МТС увеличилась за год на 1,2% — до p97,4 млрд. Показатель OIBDA вырос на 2,9% — до p39,7 млрд. Выручка от услуг мобильной связи осталась практически без изменений: p72,7 млрд. Доходы от продажи товаров увеличились на 39% — до p10,6 млрд.

А вот выручка от фиксированного бизнеса сократилась на 2,8% из-за снижения количества подписчиков и активности абонентов телефонной связи МГТС. В свою очередь, число телефонных абонентов МТС за год сократилось на 4% — до 3,44 млн. В то же время число пользователей широкополосного доступа в интернет выросло на 9% — до 2,72 млн, число ТВ-абонентов незначительно выросло и составило 2,75 млн.

Сравнение с «Мегафоном» и «Вымпелкомом»

В сравнение с другими российскими сотовыми операторами «большой тройки» — «Вымпелкомом» (торговая марка «Билайн», входит в группу Vimpelcom) и «Мегафоном» — получается следующая картина.

Показатели бизнеса большой тройки


МТС Vimpelcom «Мегафон»
Весь бизнес
Выручка, млрд руб. 108 $2,156 млрд (142 млрд руб. *) 78,72
Показатель OIBDA/EBITDA, млрд руб. 40,9 $795 млн (52,35 млрд руб. *) 29,55
Рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA, % 37,8 36,9 37,5
Чистая прибыль, млрд руб. 9,1 $138 млн (9,0 млрд руб. *) 7,23
Выручка от мобильной связи (без учета продаж оборудования), млрд руб. н/д н/д 65,3
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб. н/д $2,09 млрд (137,6 млрд руб. *) 20,69
Капитальные затраты, млрд руб. н/д $330 млн (21,7 млрд руб. *) 12,89
Количество абонентов мобильной связи, млн 109 194,1 76,6
Россия
Выручка, млрд руб. 97,4 66,7 77,6
Показатель OIBDA/EBITDA, млрд руб. 39,7 27,3 30,25
Рентабельность по показателю OIBDA/EBITDA, % 40,8 40,9 39
Чистая прибыль, млрд руб. н/д н/д 8,7
Выручка от мобильного связи (без учета продаж оборудования), млрд руб. 72,8 54,73 64,2
Выруча от продажи мобильного оборудования, млрд руб. 10,6 н/д 7,1
Выручка от мобильной передачи данных, млрд руб. н/д 12,58 20,4
Выручка от фиксированного бизнеса, млрд руб. 15,3 10,16 6,3
Капитальные затраты, млрд руб. н/д 7,56 н/д
Число сотовых абонентов, млн 77,8 57,4 74,7
ARPU (средняя ежемесячная выручка) мобильные абонентов, руб. 311 ** 304 286 **
MOU (средний ежемесячный голосовой трафик) мобильных абонентов, мин 386 ** 337 н/д
Churn (показатель оттока) мобильных абонентов, % н/д 14 н/д
MBOU (средний ежемесячный трафик передачи данных) мобильных абонентов, ГБ н/д 1,9 3,95
Число абонентов ШПД, млн 2,72 2 н/д
ARPU абонентов ШПД, руб. н/д 391 н/д
* расчитано по средневзвешанному курсу 65,85 руб./$
** расчет Cnews Analytics

Источник: CNews



Рост выручки на 3,3% показали МТС и «Мегафон». У «Вымпелкома» выручка снизилась на 2%. В то же время рост выручки «Мегафона» был связан с услугами фиксированной связи и продажами оборудования, причем доход от последнего направления во II квартале вырос на 79% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.

Показатели OIBDA/EBITDA упали у всех трех операторов. Наибольшее падение произошло у «Мегафона» — на 12,8%. У «Вымпелкома» данный показатель снизился на 1%. Абонентская база в мобильном сегменте выросла у всех трех операторов. Наибольший рост продемонстрировал «Мегафон» — 4,6%. У «Вымпелкома» рост совсем незначительный — 0,3%.