Спецпроекты

В Питере внедряют ЕГАИС для иностранцев

Интернет Бизнес Интеграция Инфраструктура ИТ в госсекторе Внедрения
107 гостиниц Петербурга на сегодняшний день подключились к системе учета иностранных граждан через интернет - «Электронный курьер». Хотя система распространяется бесплатно и избавляет от длинных очередей в УФМС, некоторые крупные отели работой «Курьера» недовольны. О создании этой системы CNews писал еще в июле. Разработка должна была обеспечить информационный обмен отелей с Федеральной миграционной службой (ФМС) и урегулировать спорные моменты, возникающие при регистрации иностранцев в соответствии с новым миграционным законодательством. Тогда программа носила длинное название «Подсистема сбора и обработки уведомлений о прибытии иностранных граждан в гостиницы Санкт-Петербурга» (ПСОУ), а позже была переименована в «Электронный курьер». С июля к системе подключено 107 гостиниц, в том числе такие крупные, как «Пулковская», «Амбассадор», «Рэдиссон САС Ройял», «Санкт-Петербург».

Напомним, что ранее ФМС предлагала гостиницам приобретать для учета туристов программу «Гость», которая вызывала нарекания администраций отелей. Разрабатывала ее компания «Межрегиональный коммуникационный центр» (МКЦ). Когда выяснилось, что новому законодательству «Гость» не соответствует, эта же фирма начала разрабатывать усовершенствованную версию — «Миграционный учет». Однако в дальнейшем заказ на создание гостиничного ПО получил Санкт-Петербургскийинформационно-аналитический центр (СПб ИАЦ) — предприятие, находящееся в собственности администрации Петербурга.

Согласно законодательству, работники гостиниц должны были регистрировать иностранцев непосредственно в УФМС в отведенные законом сроки. На практике это оказывалось сделать невозможно. «В отделениях УФМС всегда большая очередь, и если впереди стоят такие гиганты, как „Прибалтийская“ или „Пулковская“, то можно уходить — сегодня на прием попасть не удастся, а завтра уже грозит штраф за нарушение сроков регистрации. Отправка по почте — тоже не выход из положения. 118 рублей стоит регистрация одного уведомления, не считая суммы за пересылку», — рассказал CNews директор Санкт-Петербургского филиала российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин.

Для решения этой проблемы СПб ИАЦ и была разработана система «Электронный курьер». Для регистрации иностранца с помощью «курьера» администратор отеля должен заполнить в электронном виде форму уведомления, отсканировать два разворота паспорта (основную и страницу с визой) и миграционную карту. Затем информация подписывается с помощью ЭЦП, что придает ей юридическую силу, и передается на сервер УФМС.

В «Астории» «Электронного курьера» нет, но отзывы о нем скептические
В «Астории» «Электронного курьера» нет, но отзывы о нем скептические

Что нового предлагает VMware для управления большим парком разных виртуальных машин?
Инфраструктура

Сама система предоставляется бесплатно. Отельеры единовременно оплачивают только ПО для обеспечения безопасности при передаче информации и ключи, необходимые для использования ЭЦП, а также регистрацию каждого посетителя в размере 60 руб. Предложенная городскими властями альтернатива для обеспечения процесса регистрации иностранцев не является обязательной — гостиницы по-прежнему могут регистрировать иностранцев непосредственно в офисах УФМС. По утверждению разработчиков программы, на регистрацию каждого посетителя через «Электронного гостя» необходимо 8–10 минут.

Однако некоторые представители крупных гостиниц смотрят на перспективы «Электронного курьера» без оптимизма. Паспортист гостиницы «Астория» Наталья Викторова рассказала CNews, что наблюдала за работой системы в других отелях. По ее словам, на практике на регистрацию иностранца уходит от 22 до 40 минут в зависимости от того, есть ли сбои в программном обеспечении и канале связи. «Такие сроки регистрации для крупных гостиниц с большим числом иностранцев неприемлемы. Для выполнения процедуры в необходимые сроки нам бы потребовалось нанимать дополнительно 12 человек», — отметила она. «Астория» пока что внедрять «Электронного курьера» не собирается. По мнению Натальи Викторовой, система может быть пригодна только для мини-отелей с небольшим числом иностранцев, так как избавляет сотрудников этих отелей от хождения в УФМС.

В отеле «Амбассадор», где ПО уже внедрено, не согласились с коллегами из «Астории» и заявили, что довольны новой системой. В «Амбассадоре» объяснили, почему в некоторых гостиницах «Электронный курьер» работает медленно: «При наличии современного сканера, который распознает данные, занесенные в паспорт, процесс регистрации занимает 5–10 минут».

На ИТ-рынке Петербурга информации об «Электронном курьере» пока нет. Так, в ИТ-разработчике «Рексофт», который автоматизировал более 50 гостиниц Петербурга, пока что не слышали о новом программном продукте. «Это говорит о том, что система либо предназначена только для крупных и сетевых отелей, либо сейчас начался только самый первый этап ее внедрения, и до наших клиентов (гостиниц среднего размера) она еще просто не дошла. Тем не менее, петербургским отелям будет приятно услышать о том, что в этот раз ПО выдается бесплатно», — отметила директор по корпоративным коммуникациям «Рексофта» Светлана Вронская.