Разделы

Интернет Бизнес Интернет-реклама

Россия: На рекламном рынке растет один интернет

Интернет остался единственным сегментом рынка рекламы, который продолжает расти в период кризиса, считают в АКАР. Впрочем, не все участники рынка с этим согласны: интернет переносит кризис лучше других сегментов, но также находится в минусе, считают они.

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) объявила итоги развития отечественного рекламного рынка за 1-е полугодие 2009 г. Суммарный объем рекламы в средствах ее распространения, включая НДС, составил около 90 млрд руб. — на 30% меньше, чем в аналогичный период 2008 г. При этом единственный сегмент, продемонстрировавший рост, — это интернет-реклама.

Так, по оценкам АКАР, объем сектора интернет-рекламы за яварь-июнь 2009 г. достиг 3–3,2 млрд руб., что на 5% выше по сравнению с 2,9 — 3,1 млрд руб. в первом полугодии 2008 г. Отметим, что речь идет о сегменте медийной рекламы. Что касается контекстной рекламы, то эксперты АКАР впервые предприняли попытку оценить ее объем в России, но их мнения при этом разошлись. По итогам года при доработке технологии оценки АКАР обещает все-таки обнародовать информацию по контекстной рекламе в интернете.

Лев Глейзер, член экспертного совета АКАР и генеральный директор принадлежащего «Яндексу» агентства «Mедиа Селлинг», рассказал CNews, что кризис оказал положительное воздействие на развитие российского рынка интернет-рекламы, «оттянув» на нее часть денег рекламодателей, ранее фокусировавшихся на более традиционных носителях. По оценкам Глейзера, за полугодие интернет-компании в целом заработали на рекламе (медийной и контекстной) 8,6 млрд руб. При этом (с учетом НДС) доля контекстной рекламы в общем объеме российского рекламного рынка достигла 5,6%, медийной — 3,1%. Наиболее активными за первое полугодие в сегменте медийной рекламы были автомобильные бренды, телеком, а также сегмент FMCG.

Динамика российского рынка рекламы в средствах ее распространения (январь-июнь 2009 г.)

Динамика российского рынка рекламы в средствах ее распространения
(январь-июнь 2009 г.)

Источник: АКАР, 27 августа 2009 г.

Герман Каплун, основатель и генеральный директор РБК, считает, что российский рынок интернет-рекламы остается очень закрытым, и к оценкам, сделанным АКАР, следует относиться с некоторой долей скептицизма. «Однозначно можно сказать, что сегмент интернет-рекламы чувствует себя гораздо лучше всех других сегментов рекламного рынка, и что происходит массовый переход клиентов именно на интернет-рекламу, — говорит Каплун. — В то же время, по моим субъективным оценкам, говорить о росте по итогам полугодия здесь не приходится: я бы сказал, что этот сегмент просел меньше всех остальных — где-то на 10%».

Более точные показатели, по словам главы РБК, можно будет получить к концу года, когда будут обнародованы финансовые результаты крупнейших игроков, контролирующих рынок, и обладающих более полными и точными данными о продажах интернет-рекламы, чем рекламные агентства. По словам Германа Каплуна, около 70–80% российского сегмента медийной интернет-рекламы занимают четыре продавца — РБК (с долей не менее 30%), Mail.ru, «Рамблер» и «Яндекс» (для которого, тем не менее, направление медийной рекламы является вторичным).

Владимир Макаров, ДИТ Москвы: За 10 лет ЕМИАС стал огромным брендом, объединившим 221 информационную систему
ИТ в госсекторе

В Mail.ru свою долю на рынке медийной интернет-рекламы оценивают в 30%, заявил в интервью CNews Алексей Катков, коммерческий директор компании. Его оценка динамики рынка в январе-июне 2009 г. совпадает с заявленной экспертами АКАР. «Доходы Mail.ru в первом полугодии (как по медийной, так и контекстной рекламе) показали в рублевом выражении очень хороший рост, значительно лучше рынка, — отметил Катков. — Если говорить о ситуации в интернет-рекламе в целом, то оба сегмента (и медийка, и контекст) в первом полугодии выросли на 0 — +5%».

Показатели «Рамблера» при этом не столь позитивны: на этой неделе компания отчиталась о финансовых результатах первого полугодия 2009 г., сообщив, в частности, что выручка от медийной рекламы сократилась на 12%, до 432 млн руб.

«Яндекс», в свою очередь, больше концентрируется на рынке контекстной рекламы, поэтому оценивать медийный сегмент не берется. По словам Евгения Ломизе, руководителя отдела рекламных технологий «Яндекса», по итогам 2008 г. контекстная реклама обеспечила около 85% выручки компании. Рост всего российского рынка контекстной рекламы в первом полугодии 2009 г., по оценкам «Яндекса», составил порядка 10% в рублях.

Владимир Долгов, глава российского представительства Google, подтвердил CNews, что сегмент контекстной рекламы продолжает расти. «Связано это, скорее всего, с тем, что наблюдается переключение офлайновых бюджетов в онлайн для повышения эффективности рекламы, - объясняет он. - Если же говорить об абсолютных цифрах - вполне возможно, что показатели будут даже ниже прошлого года». Связано это с тем, что традиционно объемы российского рынка рекламы в Google измеряют в долларовом исчислении, а за последний год курс доллара вырос. При этом сделать обратный пересчет в рубли, по словам Долгова, трудновато. «Поэтому если абсолютные цифры "упадут" на 25% - это будет лишь означать, что рынок не изменился. Подождем опубликования всех данных по отрасли».

Николай Шуткин, ВТБ: Основной фокус в ближайшие годы мы сделаем на автоматизации и самообслуживании
ИТ в банках

Что касается прогнозов по рынку контекстной рекламы на 2010 г. - то, по словам Владимира Долгова, загадывать сегодня на полтора года вперед рискованно. «С одной стороны - быстро развивающийся интернет (который и сам по себе опровергает все прогнозы), с другой - кризис, - объясняет российского Google. -Есть общий тренд: в развитых странах доля интернет-рекламы на всем рынке доходит в последние годы до 20%. У нас сейчас - примерно 6% (по результатам прошлого года). Поэтому - с учетом тренда - все должно расти».

По мнению Льва Глейзера из АКАР, вероятнее всего, по итогам 2009 г. сегмент медийной интернет-рекламы вырастет в рублевом выражении на 30–35%. Контекстная реклама продемонстрирует еще более высокий рост. Прогнозы Mail.ru на 2009 г. — как по своей выручке, так и по всему рынку — также весьма оптимистичны: рост однозначно будет, считают в компании. «Но говорить о конкретных цифрах пока рано, ведь степень неопределенности на рынке остается достаточно высокой», — объясняет коммерческий директор Mail.ru.

Надежда Генина