Спецпроекты

Итоги аудита: Электронное правительство получилось слишком сложным, дорогим и ненадежным

Интеграция ИТ в госсекторе
Минкомсвязи раскрыло результаты аудита инфраструктуры электронного правительства, созданной в «Ростелекоме» в 2009-2011 годах, а также заявило о планах ее оптимизации.

В концепции развития электронных госуслуг, о написании которой сегодня объявило Минкомсвязи, один из разделов посвящен аудиту инфраструктуры электронного правительства. Она была создана при предыдущей команде министерства «Ростелекомом» (имеет статус единственного исполнителя) и его подрядчиками.

Аудит проводился по поручению, данному Минкомсвязи в марте 2013 г. на тот момент вице-премьером Владиславом Сурковым, курировавшим это направление.

Как есть

Аудит «демонстрирует ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства», говорится в документе: «Создание инфраструктуры осуществлялось последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации».

Сформированная инфраструктура, по мнению Минкомсвязи, структурно избыточна, недостаточно управляема и не способна к развитию.

Избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию системы, считают аудиторы Минкомсвязи. Например, архитектура системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), состоящая из 84 узлов, расположенных в 7 ЦОДах в разных регионах России, приводит к необоснованным затратам на закупку и модернизацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования. Как следствие, происходит удорожание процессов поддержки и обновления программных продуктов.

Рост числа пользователей инфраструктуры и нагрузки на нее приводит к неоправданному увеличению ее сложности, а также издержкам на развитие и эксплуатацию. Кроме того, снижается надежность системы, отмечают в Минкомсвязи.

Понятие «инфраструктура электронного правительства» не определено законодательно, нет нормативно установленных параметров качества обслуживания и экономически обоснованных расценок на работы и услуги единственного исполнителя. Все это, по мнению аудиторов Минкомсвязи, привело к коммерциализации процессов формирования и использования инфраструктуры.

Ряд информационных систем, входящих в состав инфраструктуры, спроектирован таким образом, что не может функционировать автономно без подсистем, принадлежащих «Ростелекому». У Российской Федерации отсутствуют имущественные права на ряд подсистем и возможность их дорабатывать. Затруднены контроль и оценка качества эксплуатации, объема услуг оператора, планирование развития.

Аудит инфраструктуры электронного правительства, проведенный командой Николая Никифорова, выявил ее чрезмерную сложность и дороговизну

Например, информационно-платежный шлюз не может обрабатывать запросы на осуществление платежей и взаимодействие с кредитными организациями и операторами электронных платежных систем, так как данная функциональность реализована в системе информационного сопровождения платежей, принадлежащей «Ростелекому».

Ему же принадлежит система контроля и управления функционированием инфраструктуры электронного правительства, необходимая для мониторинга, управления запросами и инцидентами.

«Закрытая архитектура информационных систем, образующих инфраструктуру, препятствует формированию конкурентного рынка услуг подключения федеральных и региональных информационных систем к ключевым элементам инфраструктуры (прежде всего к СМЭВ и ЕПГУ), - считают в Минкомсвязи, - что негативно сказывается на стоимости таких работ, темпах выведения услуг на ЕПГУ и подключению к СМЭВ органов власти и местного самоуправления».

Кроме этого, аудит показал, что на ряд объектов инфраструктуры отсутствует документация, регламенты разработки сервисов СМЭВ и форм ЕПГУ слишком сложны, а система управления инфраструктурой испытывает сбои.

Как должно быть

Все технологии, используемые при разработке электронного правительства, должны документироваться, говорится в концепции Минкомсвязи. Кроме того, необходим независимый от оператора инфраструктуры контроль условий сборки и выполнения программного обеспечения. Наконец, должно быть обеспечено обладание Российской Федерацией имущественными правами на разработанное для нужд электронного правительства программное обеспечение.

Доступ к сервисам информационных систем электронного правительства должен обеспечиваться через единообразные интерфейсы, отвечающие критериям открытых стандартов. Эти интерфейсы должны быть бесплатны и доступны без обращения к оператору инфраструктуры.

Концепция предполагает «максимальное использование возможностей рынка». «Если для выполнения какой-либо инфраструктурной или смежной функции, необходимой для работы электронного правительства (оплата услуг, картография, услуги хостинга, поисковые и навигационные сервисы, услуги доступа в интернет, курьерские услуги и услуги приема документов и др.), имеется конкурентное рыночное предложение, такая функция должна выполняться участниками рынка, - считают в Минкомсвязи. - Должен быть обеспечен равный доступ рыночных поставщиков к предоставлению услуг на основе публичной недискриминационной политики доступа».

С полным текстом концепции развития электронных госуслуг можно ознакомиться здесь. В документе представлено видение Минкомсвязи и Минэкономразвития того, в каком направлении должны развиваться процедуры предоставления услуг, интерфейсы их предоставления и т.д.