Разделы

Бизнес

ИТ в ЖКХ Росии: заказчиков нет

Несмотря на то, что необходимость информатизации жилищно-коммунального хозяйства России уже ни у кого не вызывает сомнений, до настоящего времени нет субъекта, который может выступить заказчиком работ по автоматизации. Сложившаяся ситуация тормозит внедрение информационных систем в ЖКХ. Компаниям порой не к кому обратиться с предложениями.
Проблема реформирования ЖКХ – межведомственная, и отсутствие единого органа или головной структуры, призванной координировать информатизацию жилищно-коммунальной сферы, стало барьером информационно-технологического переоснащения. Эту проблему отметили в качестве ключевой все участники круглого стола «ИТ в национальном проекте «Жилье» и реформе ЖКХ», организованного CNews. При этом в различной степени к реформированию и управлению ЖКХ имеют отношение Минрегионразвития и Росстрой, Минпромэнерго в части энергосбережения и энергоэффективности и Мининформсвязи, отвечающее за протоколы, информационные базы и ИКТ-инфраструктуру.

По словам заместителя начальника управления программ ЖКХ Федерального агентства по строительству и коммунальному хозяйству Владимира Жданова, вопросы внедрения и использования информационных технологий не входят в компетенцию Росстроя. Участники «круглого стола» отметили, что внедрение ИТ в ЖКХ регулируется «Концепцией региональной автоматизации», разработанной Мининформсвязи, в соответствии с которой подсистемы ЖКХ «электронного правительства» должны взаимодействовать со всеми ведомствами, обладающими необходимой в сфере ЖКХ информацией, и законом «О персональных данных», устанавливающим порядок хранения и обработки информации о полученных услугах и произведенных платежах. Контроль над деятельностью управляющей компании, хранящей и обрабатывающей такие данные, осуществляет Россвязьнадзор. Таким образом, ни Минрегионразвития, ни Росстрой не отвечают за информатизацию жилищно-коммунальной сферы.

Не существует департамента, отвечающего за внедрение информационных технологий, и в Минпромэнерго. В то же время, по словам генерального директора компании «Ресурсинвест» Олега Тигунова, ЖКХ потребляет 25% энергоресурсов, производимых в РФ, из них 40% составляют потери. «Мы говорим об энергоэффективности, когда дело касается поставок ресурсов на запад, а что происходит внутри страны никого не волнует, - заявил г-н Тигунов. - Мы не говорим о том, что эти 40% потерь могут быть добавлены к экспортной составляющей, а говорим о либерализации цен на энергоносители. При этом эти цены скажутся на национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», потому что доступность и комфортность жилья определяется не только стоимостью строительных материалов, из которых оно построено, но и стоимостью содержания».

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Олег Тигунов призвал участников круглого стола совместными усилиями привлечь внимание государства к проблеме информатизации ЖКХ. «В этом году нам удалось убедить Минпромэнерго, что необходимо создать технический регламент требований к программно-аппаратному комплексу учета энергоресурсов в ЖКХ, – сообщил он. – Проведен конкурс Минпромэнерго на разработку такого регламента».

С предложениями в области внедрения ИКТ в жилищно-коммунальном секторе экономики от лица Мининформсвязи РФ выступил главный специалист департамента государственных программ развития инфоструктуры и использования ограниченного ресурса Роман Ивакин. «Мы предлагаем создать единую универсальную социальную карту гражданина Российской Федерации, с помощью которой можно будет не только оплачивать проезд на всех видах транспорта, но и рассчитываться за жилищно-коммунальные услуги, - рассказал он участникам круглого стола. - Помимо этого Мининформсвязи предлагает принять новый стандарт, который позволил бы еще на этапе строительства обеспечивать возводимое жилье современной инфраструктурой, с помощью которой в дальнейшем можно обеспечить контроль энергопотребления, тепла и т.д. Предложения об этом уже сформированы и направлены в Минрегионразвития».