Разделы

Наука

Бортовое ПО защитит пилотов от информационной перегрузки

Исход современного воздушного боя зачастую определяют не маневренность самолета и не мастерство пилота, а возможность реализовать информационное превосходство – раньше обнаружить противника и атаковать его оружием дальнего действия.
Само по себе подключение пилота боевого истребителя к военному аналогу Сети не является для Америки новшеством. До сих пор проблему представляли фильтрация данных и оперативное предоставление пилоту самой нужной информации. Чтобы исправить положение, в США созданы и проходят испытания специальные программы, получившие наименование «умные агенты» (intelligence agents).

По данным издания C4ISR, в феврале исследовательская лаборатория ВВС AFRL и компания Boeing провели летные испытания нового программного обеспечения, которое обеспечивает пилоту доступ к большему объему разведывательной информации, но одновременно отфильтровывает бесполезные данные. Подразделение компании Boeing по контракту стоимостью менее $1 млн. разработало программу «умный агент» для бортового компьютера истребителей, которая позволяет пилоту в полете подключаться к глобальной сети Пентагона Global Information Grid (GIG).

В ходе демонстрационных испытаний новой программы-агента летчики-испытатели компании Boeing, имеющие боевой опыт, впервые успешно подключили истребитель F-15Е1 в полете к глобальной военной сети GIG. По заявлению представителей компании Boeing, новая программа может быть установлена и на самолетах других типов ВВС и ВМС, а также на наземных боевых машинах армии США в рамках концепции «Будущая боевая система» (Future Combat System).

Благодаря применению программы — «умного агента», пилот истребителя получает оперативный доступ к данным о дислокации своих сил на земле для исключения потерь от так называемого «дружественного огня», о положении своих самолетов в воздухе и к разведывательным изображениям целей на земле. Без разумной фильтрации данных пилот будет перегружен ненужной информацией. Например, пилот боевого самолета в Ираке нуждается в сведениях о дислокации частей не во всей стране, а только в регионе, где он совершает полет. Программа-агент позволяет самолету устанавливать радиоконтакт с беспилотными разведывательными аппаратами в регионе и получать от них видеоизображения целей.

Бортовые компьютеры «беспилотников» также оснащены программами-агентами, которые связываются с аналогичными программами-агентами бортовых компьютеров истребителя и обеспечивают автоматизированный обмен данными «БПЛА — истребитель». Другое направление передачи информации — «истребитель — центр управления» — применяется для оценки обстановки и изменения полетного задания в воздухе. Информация от бортовых датчиков самолета также передается в глобальную сеть GIG для других клиентов Пентагона. В интересах обмена данными сейчас используется радиолиния Link-16, но в перспективе будут применяться каналы глобальной спутниковой связи.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Программы-агенты позволят оперативно корректировать полетные задания ударных самолетов в условиях быстро меняющейся боевой обстановки и успешно бороться с подвижными целями.

Компания Boeing уже разрабатывает план внедрения оперативных программ-агентов в действующие боевые комплексы ВВС и ВМС. Если Пентагон примет решение, то программы-агенты могут поступить на вооружение в течение года. Однако не все так просто: для успешной работы программ-агентов на истребителе F-15 необходимо модифицировать существующий жидкокристаллический дисплей, а это уже совсем другие деньги.

Как бы то ни было, Пентагон путем внедрения относительно простых ИТ-решений создает качественно новое по возможностям оружие, которое позволяет в бою реализовать информационное превосходство.