Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Club.CNews: Памятка регионам по использованию собственного РПГУ

 

Не прячьте ваши денежки по банкам и углам,

Несите ваши денежки, иначе быть беде...

 

4 декабря 2012 года Минкомсвязь РФ объявила результаты конкурса проектов на право получения федеральных субсидий на проекты развития электронного правительства в регионах России. Победителями конкурса стали 22 региона, которые разделят между собой общий объем федерального финансирования в размере 670 млн рублей в соответствии с Постановлением Правительства №560. 

Услышав столь радостные новости, Ростелеком принялся активно расхаживать по регионам, особенно по тем, которые получили такое софинансирование, и, размахивая Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 № 1993-р, требовать уплаты ему, Ростелекому, как «единственному оператору всея Руси»  якобы «законного оброка» за размещение информации о первоочередных государственных (муниципальных) услугах и вывод (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения гос. услуг в электронном виде, на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

И, привычно подчиняясь Ростелекому, многие субъекты РФ безропотно с этим согласились. Ведь благодаря усилиям Ростелекома  в  последнее время  во многих умах нашей современности прочно засела мантра: "государственные услуги - это то, что делает Ростелеком".

Однако «крепостным» регионам стоит задуматься насколько такое требование Ростелекома законно и обоснованно.

Согласно статье 21 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" субъекты РФ вправе создавать собственные региональные порталы государственных и муниципальных услуг (далее - РПГУ), «являющиеся государственными информационными системами субъектов РФ, обеспечивающими предоставление государственных и муниципальных в электронном виде».

Требования к РПГУ, порядку их функционирования и размещения на них сведений, определены в Постановлении Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861. К таким требованиям, в частности, относятся возможность осуществления процедуры регистрации и авторизации заявителей с использованием государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации», а также, что сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".

Статьей 21 указанного федерального закона также  установлено, что обеспечение информационного обмена с соответствующими информационными системами органов,  предоставляющих государственные услуги в электронной форме (к которым относится РПГУ), при использовании федеральной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» осуществляется с применением единой системы межведомственного электронного взаимодействия (ЕСМЭВ) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Иных требований, кроме указанных в данных нормативно-правовых актах, не предусмотрено.

 В связи с этим утверждение Ростелекома, что предоставление государственных (муниципальных) услуг субъектами РФ, возможно только путем размещения информации о государственных (муниципальных) услугах и форм заявлений на Едином портале государственных услуг (ЕПГУ), согласно Распоряжению Правительства РФ от 17 декабря 2009 № 1993-р (а именно, приложения № 2),  неправомерно.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Во-первых, такое требование не закреплено ни в одном нормативно-правовом акте РФСогласно  статье 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ  "О Правительстве РФ" распоряжение Правительства РФ - это лишь акт по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющий нормативного характера.  

А вот право субъектов РФ создавать собственные РПГУ закреплено, как указано выше, федеральным законом, обладающим высшей юридической силой. Все иные нормативно-правовые акты, в том числе подзаконные акты, принятые во исполнение закона, не могут ему противоречить. Постановление же Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861, которое является нормативным актом, также закрепляет такое право субъектов РФ и четко конкретизирует список требований к создаваемым субъектами РФ РПГУ. 

 Во-вторых, ссылка на приложение № 2 в указанном  Распоряжении Правительства РФ носит для субъектов РФ рекомендательный характер в силу прямого указания самого распоряжения (см. п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 17 декабря 2009 № 1993-р) и касается только сроков (этапов) перехода на предоставление услуг в электронном виде.

 Таким образом, анализ законодательства и других нормативно-правовых актов РФ по данному вопросу позволяет субъектам РФ смело дать «отставку» Ростелекому и:

а) создавать собственные государственные информационные системы субъектов РФ «Региональный портал государственных и муниципальных услуг»,  отвечающие требованиям Постановления  Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861.

б) оказывать с помощью созданного РПГУ весь перечень  государственных и муниципальных услуг, утвержденных нормативно-правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

в) смело требовать от оператора государственных информационных систем ЕПГУ, ЕСИА и ЕСМЭВМинкомсвязи РФ:

 - подключения РПГУ как региональной государственной информационной системы, предназначенной для оказания государственных и муниципальных услуг, к СМЭВ и ЕСИА.

- безвозмездного размещения на ЕПГУ информации о государственных и муниципальных услугах, опубликованных ранее на РПГУ, в том числе, в виде ссылки "Заказать", из описательной части услуги ЕПГУ на электронную форму заявления на РПГУ, доступной пользователю, осуществившему вход в личный кабинет ЕПГУ с помощью ЕСИА, в рамках действующей сессии соединения.

При этом программный механизм единой аутентификации с помощью ЕСИА должен позволять и гарантировать безопасный и не требующий повторной аутентификации пользователя переход по ссылкам от одной государственной информационной системы к другой в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и Приказа Минкомсвязи России № 107 от 13 апреля 2012 г. "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе "ЕСИА в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме"".