Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Василий Шабат: ИТ-аутсорсеры в России готовятся к старту

На сегодняшний день тема ИТ-аутсорсинга становится все более популярной. Однако, на российском рынке крупных проектов совсем немного. Компании не спешат пользоваться новой услугой. О проблемах ИТ-аутсорсинга, о грамотном подходе в управлении проектами корреспонденту CNews рассказал директор по развитию бизнеса компании "Открытые Технологии" Василий Шабат.

CNews: Не секрет, что далеко не все предприятия готовы потратить немалые деньги на развертывание ERP-систем. Одна из причин неготовности – неумение оценить экономический эффект от их внедрения. Как оценить эффект от внедрения КИС на уровне проектирования, в процессе развертки и по окончанию проекта?

Василий Шабат: Конечно, как я и говорил, любой проект можно оценить с помощью математических формул. Однако в случае с ERP-системами провести оценку внедрения намного сложнее, нежели в случае с аутсорсингом. Это объясняется тем, что поставленные задачи при внедрении ERP скорее можно отнести к качественным, а оценивать их можно постфактум. Безусловно, мы, как и другие системные интеграторы, заинтересованы в долгосрочных отношениях с заказчиками, поэтому нам очень важно, чтобы у заказчика был реальный эффект от внедрения системы. Мы со своей стороны стараемся вначале просчитать, понять и обсудить с заказчиком, какие основные выгоды он сможет получить. Такую работу достаточно часто приходится выполнять нашему подразделению, которое занимается управленческим консалтингом.

CNews: Часто приходится слышать, что ИТ-проекты никогда не заканчиваются и не укладываются в рамки бюджета. Существует ли формальная процедура закрытия ИТ-проекта? Как грамотно провести бюджетирование?

Василий Шабат: Да, действительно такое мнение весьма распространено на рынке, однако я с ним не согласен. В случае грамотного планировании проекта можно минимизировать риски и по срокам, и по бюджетам. В частности, у нас есть примеры поистине огромных проектов, которые при помощи правильно построенной структуры управления проектом работают с минимальными отставаниями от сроков и в рамках бюджета. Конечно, для всех проблем, возникающих по ходу проекта, нельзя найти единый волшебный ключик, который решит все вопросы. Но существуют проработанные методики, которые учитывают во всех аспектах риски и отставания по бюджету. Нужно просто грамотно построить структуру управления проектом. Частью best practice является то, что проект должен быть общим как для представителей поставщика услуг, так и представителей заказчика. Возьмём, например, наш глобальный проект внедрения ERP в "Связьинвесте". Там выстроена сложная структура управления программой, целый ряд программных, мультипроектных и проектных структурных образований. Все эти структуры включают как наших специалистов, так и представителей со стороны заказчика.

CNews: В ходе реализации могут произойти изменения объема или рамок проекта. Как в этом случае согласовать критерии окончания работ по проекту?

Василий Шабат: Это происходит практически в любом проекте значительного масштаба. В случае, если проект не рассчитан на такого рода изменения, то заказчик действительно имеет шанс получить разочарование в результате. Я считаю, что это вопрос качественного управления проектом, и в частности выстраивания договоренностей с заказчиком по поводу того, каким образом будут происходить изменения. Важно также управлять ожиданиями, чтобы заказчик понимал – не только формально – что на самом деле будет (а что не будет) результатом исполнения проекта.

Василий Шабат
Василий Шабат: Мне всегда были интересней не столько сами технологии, сколько решение задач

CNews: Завершение проекта, как правило, означает, что ИТ-консультанты прекращают работать на предприятии и сдают все работы заказчику. Их уход должен стать как можно менее заметным для клиента, что не всегда происходит в реальности. Как, на ваш взгляд, можно минимизировать эти риски?

Василий Шабат: Да, действительно такая ситуация возможна, но чтобы избежать ее появления, у нас в некоторых проектах предусмотрено создание центров компетенции. В зависимости от проекта они могут быть как глобального, так и локального масштаба. Как правило, центр компетенции представляет собой структуру в рамках компании-заказчика, в которую входят квалифицированные специалисты, занимающиеся обучением пользователей и ответами на их вопросы. Создавать подобные структуры необходимо в процессе ведения проекта, чтобы к моменту его завершения у организации были подготовленные ИТ-специалисты, которые уже знают эту систему изнутри.

CNews: Сейчас на рынке существует большое количество поставщиков ИТ-решений. Как правильнее выбрать вендора? По каким критериям компаниям выбирать нужного поставщика?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Василий Шабат: Можно совершенно точно сказать, что нет единственного правильного выбора. И поставщики решений, и системные интеграторы, и вендоры, и производители аппаратного ПО – все те, кто какое-то время существовал на рынке и занял его заметную долю, очевидным образом доказали свою состоятельность – то есть очевидно для кого-то они "правильные" поставщики. Ключевым фактором всегда является положительный опыт взаимодействия, а также опыт поставщика (продуктов или услуг). Далее идёт достаточно типичный набор критериев, включающий в себя компетентность специалистов, наличие и качество сервиса, и пр.

CNews: Расскажите о вашей трудовой деятельности. Почему свою жизнь вы решили связать с ИТ?

Василий Шабат: Я закончил механико-математический факультет МГУ и какое-то время вполне серьезно думал о том, чтобы продолжать заниматься наукой. После МГУ поступил в аспирантуру Амстердамского университета, где проучился четыре года и в итоге защитил диссертацию – но к концу этого периода я понял, что это не мой путь. Наверное, у меня более практический склад ума, мне интереснее работать с людьми, чем с идеями. После этого я ещё два года проработал в голландских системных интеграторах. Тематику ИТ я выбрал, поскольку в ней в какой-то степени разбирался, но ключевым для меня было именно то, что можно было работать с клиентами, решать какие-то новые интересные задачи. Мне всегда были интересней не столько сами технологии, сколько решение задач.

Компании, в которых я работал в Голландии, занимались направлением Identity management. Когда я решил возвратиться обратно в Россию с семьей, выяснилось, что в нашей стране этим не занимается ни одна компания. Начал искать, кто из системных интеграторов согласится принять решение о развитии этого направления. Компания "Открытые Технологии", которая всегда была нацелена на расширение спектра направлений и на развитие инновационных подходов, приняла мои идеи, и таким образом появилось это направление, а я стал работать в этой компании.

CNews: Остается ли время на хобби?

Василий Шабат: Вы знаете, в основном хобби – это мои дети. Старший сын растет, у него масса новых интересов – то ролики, то футбол, то покупка палатки и испытание, как ходить в поход в Подмосковье. Кроме того, сейчас я обдумываю возможность вместе с отцом открыть кружок по преподаванию математики по выходным для детей.