Управление бизнес-процессами: смена ориентации?
Эффективное управление бизнес-процессами, их модернизация – задачи, всегда актуальные для бизнеса. С того момента, когда к управлению бизнесом стали подходить как к науке, специалисты постоянно разрабатывают новые, всё более совершенные модели и подходы. Параллельно совершенствуются и системы управления бизнес-процессами. В России рынок BPM сейчас проходит переломный этап, отметили участники конференции "BPM 2012: новые пути развития", проведенной 22 марта CNews Conferences и CNews Analytics.От поведения ключевых вендоров и заказчиков зависит будущее направления: станет BPM полноценным инструментом развития бизнеса или же будет дорогой игрушкой директоров по развитию. Сегодня есть основания для умеренного оптимизма: все больше владельцев и топ-менеджеров крупных и средних предприятий заявляют о своей готовности использовать системы BPM в работе. Про оценкам CNews Analytics, в 2011 году более 30% руководителей компаний были готовы внедрять BPM.
По прогнозам IDC, к 2014 г. объем рынка ВРМ составит почти 11 млрд долл., продемонстрировав рост в 16%. Даже в условиях глобального кризиса 2008-2010 гг. более трети компаний не сокращали расходы на BPM, а 29% хоть и сокращали, но продолжали развивать системы.
Тенденции: интеграция, облака и мобильность
Основные тренды на рынке – интеграция BPM с системами управления корпоративным контентом (ЕСМ) и решениями, ориентированными на принятие решений, а также внедрение облачных и мобильных технологий. По данным Gartner, более 60% пользователей BPM уже интегрировали эти системы с ECM, создав единую систему, позволяющую оперативно контролировать ключевые бизнес-метрики. На рынке этих систем наблюдаются те же тенденции, что и в целом по отрасли, хоть и с некоторой задержкой по времени. Для прошлого года были характерны консолидация и уход в облака. Так, компания OpenText купила MetaStorm и Global 360, IBM объединила Lombardi и Process Server в единый продукт.
Таким образом происходит формирование рынка из нескольких крупных игроков, предлагающих заказчикам комплексные решения на все случаи жизни. С облачными технологиями всё обстоит примерно так же, как и в других областях: большинство производителей старается вывести свои системы в облака, отвечая, прежде всего, на запросы руководителей высшего звена, которые все больше пользуются мобильными решениями и планшетными компьютерами.
От объекта к субъекту процесса: новый подход
Как российские компании снижают риски зависимости от одного облачного провайдера?

Следует отдельно отметить, что 2011 год стал годом появления на рынке систем, базирующихся на новых подходах, т. н. субъектно-ориентированных BPM.
S-BPM фокусируется на субъектах - сотрудниках, которые фактически осуществляют процессы, и их общении между собой для реализации процессов. Процесс представляет собой взаимодействие участвующих субъектов с помощью передачи сообщений друг другу. Каждый сотрудник может в любое время описать свои процессы и бизнес-объекты, а затем протестировать и внедрить их без посторонней помощи. S-BPM поощряет коллективную работу, так как сотрудники общаются между собой, структурируя и координируя свою совместную деятельность для достижения оптимальных показателей процессов, в которых они участвуют.
В основе подхода лежат работы Энтони Хоара по взаимодействующим последовательным процессам (CSP - Communicating Sequential Processes) и Робина Милнера по исчислению взаимодействующих систем (CCS - Calculus of Communicating systems) . Они были использованы для представления взаимодействующих субъектов, а сети Петри и концепция объектно-ориентированного программирования были применены для представления действий и объектов. В результате был разработан формальный язык, позволяющий реализовать автоматическую интерпретацию создаваемых моделей.
В том или ином виде эту тему затронули многие участники, а выступление Ильи Машкова, директора по развитию бизнеса компании "Логика бизнеса 2.0", было целиком посвящено субъектно-ориентированному подходу. Компания предлагает решения на основе S-BPM Metasonic, в котором реализован этот подход.
Илья Машков: Сегодня заказчики подходят к внедрению BPM комплексно
На вопросы CNews ответил Илья Машков, директор по развитию компании "Логика бизнеса 2.0" (ГК "АйТи").
CNews: Как меняется, по вашим наблюдениям, ситуация на рынке ВРМ в России?
Илья Машков: Рынок становится более динамичным и конкурентным. Решения разных поставщиков сближаются по своим функциональным возможностям, поэтому выбирать становится сложнее. Растет и процессная зрелость компаний, по крайней мере "теоретическая": пожалуй, уже все кому не лень обзавелись процессными подразделениями, в которых работают очень грамотные специалисты, разговаривающие с поставщиками на одном языке. Но с точки зрения практического применения BPM уровень зрелости невелик: "низы" зачастую далеки от процессных технологий, а "верхи" ограничиваются лозунгами. И это, к сожалению, мешает наглядному проявлению эффекта от применения BPM, который сказывается на росте эффективности работы компании.
Алексей Будин: Если быть проще уже нельзя, то надо стать еще чуть проще
На вопросы CNews ответил Алексей Будин, директор компании ELMA.
CNews: Как развивается ваша ВРМ-практика? С какими сложностями вы чаще всего сталкиваетесь?
Алексей Будин: BPM-система – это один из инструментов управления компании (зачастую центральный инструмент), и им активно пользуется руководитель. Сложность зачастую заключается в том, чтобы инструмент стал "родным" и удобным.