Разделы

Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Учительница первая моя... Часть 1

"Экономика знаний", которая ранее воспринималась как отдаленное и туманное будущее, похоже начинает приобретать реальные очертания. Фундаментом бизнеса становятся не средства производства, а потенциал сотрудников компании, их постоянный профессиональный рост. Для обработки все возрастающих объемов информации и извлечения из них знаний необходимы новые формы обучения. В странах с развитой сетевой культурой пользователям предлагается новая услуга - онлайн-образование. Как и любая инновация, онлайн-образование обзавелось своими сторонниками и противниками. Первые видят в нем панацею в борьбе с безграмотностью выпускников западных школ и средство повышения конкурентоспособности бизнеса, вторые считают неэффективной и опасной затеей, способной нарушить психологическое равновесие человека.

Чтобы окончательно убедить читателей в том, что знания уже сегодня стали главным "богатством" человека, приведем несколько цифр. Согласно исследованиям компании PBS, 85% предложений о работе в США сегодня требуют дополнительного образования после окончания школы, в то время как в 1950 г. этот показатель был равен лишь 40%. Необходимость регулярного повышения квалификации в развитых странах подтверждается и ростом числа студентов в возрасте от 25 лет и выше. В 2000 году в США таковых насчитывалось 43% от общего числа (1978 г. - 28%). Именно эти тенденции обеспечивают платежеспособный спрос на услуги образования, в том числе и онлайновые.

К началу 2001 года стало очевидно, что одно лишь использование слова "интернет" в названии бизнеса еще не способно обеспечить компании успех. Многие идеи использования Сети привели лишь к разорению их создателей. Однако, онлайн-образование не просто очередная попытка надуманного использования Сети, а направление, претендующее на создание вокруг себя реальной индустрии. Спрос на подобные услуги неуклонно растет, а обучающие компании кроме интернет-проектов ведут и традиционный бизнес, что позволяет им не только выживать, но и активно развиваться.

Действующие образовательные программы на основе интернет-технологий могут быть условно разбиты на три большие группы:

  • общеобразовательные школьные и студенческие;
  • рассчитанные на школьных учителей, которых государство обязывает повышать квалификацию, осваивая интернет;
  • тренинги и образовательные курсы для сотрудников компаний.

Нет худа без Сети

Как ни странно это прозвучит, благодатной почвой для зарождения интернет-образования послужило бедственное положение американской образовательной системы. Известно, что лишь 40% американских старшеклассников не имеют проблем с чтением, а глубина их знаний в естественных науках несравнимо ниже, чем у сверстников из стран Европы. Прибавьте к этому уровень преступности в начальных учебных заведениях США, и вы поймете почему более 1,5 млн. детей в этой стране уже сегодня вовсе не ходят в школу, а предпочитают получать знания дома.

Признав, что государственное управление в данном случае менее эффективно, чем рыночные механизмы, власти приняли решение о передаче надзора за частью школ специализированным образовательным компаниям, которые, стремясь добиться наиболее конкурентоспособных позиций, используют все возможные каналы для продвижения своих услуг, в том числе и интернет. Особенно актуальным сетевое направление стало в период интернет-бума, когда инвесторы щедро спонсировали подобные начинания.

Школьники являются далеко не единственными потенциальными клиентами образовательного интернет-сервиса. Большой интерес в развитых странах к удаленному обучению проявляют и студенты. В США, по данным IDC, почти 50% высших учебных заведений используют онлайновые программы, как составную часть образовательного процесса, а к 2002 году 85% из них будут предлагать ту или иную форму онлайн-образования. По данным PSB, из 5,3 млн. студентов, имеющих персональные компьютеры, 1 млн. уже пользовались услугами подобного рода.

Но, пожалуй, самая перспективная область применения новой технологии - курсы повышения квалификации и бизнес-тренинги для сотрудников компаний. Очевидно, что благодаря онлайн-образованию, фирмы могут улучшить уровень подготовки работников при экономии их времени и значительных средств. Согласно исследованию IDC, рынок онлайнового образования в 1999 году оценивался в 600 млн. долларов, а к 2002 году его годовой оборот должен превысить 10 млрд. Прогнозируемые темпы впечатляют.

Знания ближе к телу

Вооружившись лозунгом "обучение человеку, а не человек обучению", компании онлайн-образования приступили к "окучиванию" сетевого рынка. Были обозначены ключевые составляющие полноценного проекта онлайнового обучения: информационное наполнение ресурса, система интерактивного преподавания, механизмы тестирования и оценки, программы повышения профессиональных навыков и управляющая система, объединяющая все это воедино.

Каждый из компонентов является независимым инструментом обучения, а их соединение ведет к созданию комплексного универсального продукта. Понятно, что, при ставшей традиционной для запада узкой специализации, редкая фирма занимается одновременной разработкой всех узлов онлайн-образования. Чаще конечный образовательный проект собирает все необходимые составляющие от профессиональных разработчиков.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Первыми выступают поставщики контента (информационного наполнения), которое зависит от направленности образовательного курса. Каждый из поставщиков этого рода имеет в своем портфеле разработки тысяч различных курсов на нескольких языках. Отдельно можно получить и программные инструменты для создания собственных авторских курсов.

Одной из основных трудностей при переходе от традиционных форм обучения к дистанционным онлайновым программам является потребность в живом общении с преподавателем, возможность задавать вопросы и получать ответы в реальном времени. Именно эту трудность призван решить второй программный блок - система интерактивного преподавания, позволяющая использовать привычную схему "живой учитель - живой студент". Современные технологии позволяют совмещать диалог сторон с одновременным видео и аудио сопровождением. Непременной составляющей успешного онлайн-обучения является создание и поддержаниегрупп обучающихся - своеобразных виртуальных классов, участники которых могут взаимодействовать в режиме реального времени.

Следующий ключевой компонент полноценных систем интернет-образования - механизм тестирования и оценки. Было определено, что многие из обучающихся в офлайне нередко боятся демонстрировать свою некомпетентность в тех или иных вопросах, что, естественно, затрудняет процесс обучения. Анонимность при тестировании в интернете позволяет преодолеть эти сложности: система автоматически определит пробелы в знаниях виртуального студента и предложит необходимые в данном случае средства. Разработчики гаранируют полную конфиденциальность полученных от клиента данных.

После необходимой первичной проверки знаний студент получает индивидуальную образовательную программу, включающую, в том числе комплекс инструментов по повышению профессиональных навыков в выбранной области.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Все упомянутые составляющие онлайн-образования объединены единой управляющей системой (e-learning management system, LMS). Независимо от того, используете ли вы системы, целиком основанные на web (web-based training, WBT), компьютерные курсы, не требующие постоянного взаимодействия с Сетью (computer-based training, CBT), интернет-обучение у "живого" учителя в реальном времени (instructor-led training, ILT) или все эти инструменты вместе, мощная управляющая система должна поддерживать взаимодействие всех компонентов.

Продолжение