Разделы

Интернет E-commerce

Покупатели легального софта: кто они?

Россия продолжает бороться с продажами пиратского ПО. С каждым годом все больше частных пользователей и организаций переходят на легальный софт. Кто же сейчас приобретает лицензионные решения в интернете? Какие программы наиболее популярны? И как вообще изменилось отношение к такому ПО со стороны организаций и домашних пользователей?

В июле-августе 2008 года интернет-магазин Softkey провел исследование российского рынка программного обеспечения, затрагивающее как корпоративный сегмент, так и сектор домашних пользователей. Поскольку подобные исследования проводятся регулярно, анализ полученных результатов и их сравнение с данными прошлых лет позволяет оценить динамику развития российского рынка ПО.

Так, по оценками аналитиков Softkey, за 3 года оборот рынка увеличился в 2 раза, а к концу 2008 года он составит 2,6 млрд долл. Этому способствовал целый ряд факторов.

Прежде всего, ежегодно в нашей стране показатели продажи персональных компьютеров увеличивались на 10-20%. На столько же возрастало количество интернет-пользователей. В корпоративном секторе наблюдалось перераспределение ИТ-бюджетов от закупки оборудования в сторону приобретения софта – этот показатель за прошедшие три года колебался в пределах 5-10%.

Параметры исследования:

В процессе исследования в онлайн-режиме было опрошено около 4 тыс. жителей со всей России.

Кроме того, отмечалось сокращение доли пиратства во всех сегментах рынка на 3-7% в год. Феликс Мучник, генеральный директор компании Softkey, так комментирует эти тенденции: "Если бы не осенние кризисные события на мировом и российском финансовых рынках, рынок тиражного софта увеличивался бы ежегодно если не в разы, то, как минимум, на 70-80%. Сейчас такие прогнозы делать, по крайней мере, преждевременно, но компьютеры никуда не денутся, кризис когда-нибудь кончится, и автоматизация всегда будет нужна. Так что рост все равно предстоит, хоть и отложенный на будущее".

Где покупают?

По данным исследования, лидером по объему продаж легального софта по-прежнему остается Москва (40%), но определенные сдвиги за последние три года налицо: в 2008 году данный показатель изменился на 6% в пользу регионов: сегодня на их долю приходится ровно половина рынка. Санкт-Петербург, как и 3 года назад, обеспечивает 8% товарооборота.

Распределение по регионам

Источник: Softkey, 2008

Постепенно изменяется и модель рынка – все больше покупателей делают выбор в пользу электронных версий ПО. Существует несколько причин-катализаторов этого явления. Прежде всего, в регионах появляется широкополосный доступ в интернет, и приобретать цифровой контент в электронном виде становится проще. Кроме того, потребители, наконец, привыкают совершать покупки в сети и с большим доверием относятся к копаниям, занимающимся онлайн-торговлей.

Отношение пользователей к покупке лицензионного ПО

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Источник: Softkey, 2008

Помимо этого, пользователи оценили преимущество моментальных поставок электронных версий, производимых сразу после оплаты покупки, и сокращение издержек за счет отсутствия транспортных расходов. Кроме того, данные исследования показали, что многих корпоративных заказчиков, работающих в регионах, не устраивает поставщик ПО.

Распределение организаций, использующих лицензионное ПО, по отраслям

Источник: Softkey, 2008

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

В частности, в Екатеринбурге им не довольны 14% опрошенных. Таким образом, интернет-супермаркет может стать реальной альтернативой местным продавцам, работающим в оффлайне. Особенно роль поставок софта через интернет возросла в настоящее время, когда традиционная логистика замедляется, а иногда может и разрушиться совсем.

Отечественный софтверный рынок постепенно обретает цивилизованные черты. Процент компаний, настроенных на использование легального софта, в среднем по России с 2005 по 2008 год увеличился с 47% до 63%. Не удивительно, что основными потребителями программного обеспечения являются компании, действующие в сфере ИТ. На их долю приходится 13% продаж. Любопытно то, что второе место по уровню потребления поделили торговля и производство, не связанные со сферой ИТ. Их доли составляют по 9%.