Разделы

Документооборот

Николай Перфильев: Внедряя ECM, мы ориентировались на привычки сотрудников

Бизнесом легко управлять только до тех пор, пока он невелик. А потом, на каком-то этапе его расширения, неизбежно начинается лавинообразный рост бизнес-процессов, документов и связей между ними. Нарушается координация действий сотрудников и отделов, теряется управление — и здесь большинство предпринимателей отступает, не видя возможности дальнейшего развития. Как не увязнуть в рутине документооборота и сохранить управляемость при росте компании? Об этом журналисту CNews рассказал ИТ-специалист компании "Хайтед" Николай Перфильев.

CNews: Вы хотите сказать, что сотрудники "Хайтед" теперь даже с внешней корреспонденцией работают не в почтовой программе, а в ECM-системе? Но разве общение с клиентами не должно происходить через почтовый клиент?

Николай Перфильев: С точки зрения пользователя, безразлично, где и когда вызывается та или иная вспомогательная система (например, почтовый клиент), если верно реализован интерфейс, связующий все такие системы в единый инструмент. Пусть технически отправляется email, пусть даже выполняется целый ряд вызовов и обработок, но для пользователя это остается простым действием в рамках образа единой среды.

Приведу пример. Есть карточка договора, и его надо согласовать с контрагентом, то есть отправить ему по электронной почте — да, этот формат неизбежен. Пользователь ECM нажимает на кнопку — и сразу автоматически создается и отправляется контактному лицу контрагента письмо о согласовании. А после получения ответа ECM забирает почту из ящика, анализирует и помещает ответ в карточку, не забыв уведомить ответственного за договор.

CNews: А как быть со входящей почтой?

Николай Перфильев: ECM хорошо "общается" с почтой — и в фоновом режиме, и в режиме диалога. Например, она позволяет настроить сценарий отбора почты по теме или по получателю и связать вложение с тем или иным элементом системы. Пользователи в едином интерфейсе отправляют, получают и размещают всю корреспонденцию, а руководитель всегда может получить аналитические данные о том, что делали его сотрудники.

CNews: Насколько важна роль внешней корреспонденции в бизнес-процессах?

Николай Перфильев: Очевидно, что основные процессы начинаются с обращения потенциального клиента, которое в определенном количестве случаев представляет собой регистрируемый входящий документ. На его основе создаются коммерческое предложение и сопровождающее его ответное письмо. Они регистрируются в ECM как исходящие документы.

В случае положительного решения потенциального клиента начинается процесс контрактования. Он включает в себя подготовку договора, его согласование и последующее подписание каждой из сторон. Это требует отправки договора и отслеживания его возврата. Для этих задач мы используем ECM-модули "Канцелярия" и "Управление контрактованием".

CNews: Как работает модуль "Управление контрактованием"?

Николай Перфильев: Этот модуль автоматизирует много рутинной работы. В частности, он позволяет создавать договоры по типовым шаблонам из библиотеки, согласовывать нетиповой шаблон (предложенный клиентом), включать его в библиотеку шаблонов и далее создавать договоры на его основе. С помощью модуля формируются и отслеживаются связи между документами (например, элемент из реестра договоров связывается с элементом из реестра проектов или с клиентским обращением в CRM). Обеспечивается согласование и визирование договоров типовыми маршрутами, формируются протоколы согласований. Договор можно аннулировать или пролонгировать, к нему можно создать дополнительные соглашения и спецификации. Разумеется, в системе отслеживается подписание договора на бумажном носителе. Я привел лишь некоторые примеры функциональности ECM.

Сергей Демидов, ИБ-директор Мосбиржи: Инфобез — это креатив. А креативить под давлением невозможно
цифровизация

CNews: Какие возможности ECM-система дает финансовому отделу компании?

Николай Перфильев: Например, на основании реестра счетов формируется платежный календарь, что позволяет казначею и финансовой службе взвешенно принимать управленческие решения и подтверждать платежи по заявкам. ECM отображает реальную картину движения денежных средств, необходимого для текущей деятельности компании. Расходы можно детализировать по объектам затрат и по проектам. Формируются план-графики расходов. Система обеспечивает обязательное участие руководителя в согласовании счетов подразделения; показывает отдел, на который ложатся расходы, даже если счет заводится другим департаментом; инициатору счета предоставляется оперативная информация об его текущем статусе. И, разумеется, обеспечивается конфиденциальность: инициатор видит только свои счета; начальник видит счета, инициированные подчиненными; руководитель службы видит счета, относящиеся к этой службе, и так далее.

CNews: Расскажите о том, как проходило внедрение.

Николай Перфильев: Мы использовали адаптированную к нашим задачам модификацию методики MSF (Microsoft Solutions Framework). Она позволяет тщательно сбалансировать процессы разработки и внедрения. На каждом из этапов проекта применяется циклический итерационный процесс, позволяющий в комплексе определить бизнес-требования, разработать сценарии их реализации и апробировать их на прототипе. При этом на каждом этапе происходит наращивание внедрения.

ИИ радикально изменил правила игры процессного офиса
цифровизация

Ядром нашей ECM стала система управления взаимодействием Directum, охватывающая все коммуникации подразделений "Хайтед". Она тесно связана с модулями "Управление заявками на оплату", "Управление реестром проектов", "Управление контрактованием" и "Управление командировками". Кроме того, мы интегрировали Directum с системами финансового и управленческого учета на базе "1С: Предприятие" и с корпоративным порталом Microsoft SharePoint.

CNews: Но объединяющей основой этого комплекса программного обеспечения является именно Directum?

Николай Перфильев: Да, конечно. Подчеркну, что Directum — это не просто ECM-система, а удобная платформа для консолидации информационных потоков. На основе этой платформы различные решения интегрируются у нас в единый комплекс автоматизации.

Максим Самойленко