Разделы

Бизнес Инфраструктура Бизнес-приложения

Найдены истоки эффективности ИТ

Эффективность от внедрения информационных технологий похожа на миф – все о ней знают, но реально посчитать ее никому не под силу. Возможно, к проблеме стоит подойти с другой стороны – оценить источники достижения возможных положительных эффектов. Такая попытка приводит к неожиданным и крайне полезным выводам.

Другими примерами могут служить бизнес-процессы компаний, занимающихся массовым обслуживанием клиентов, транспортной логистикой, дистрибуцией на различных рынках, сталкивающихся с аналогичными проблемами, имеющими потоковый характер.

Все эти вопросы относятся к области моделирования и оптимизации бизнес-процессов. Автоматизированные средства, которые поддерживают эти методы, могут рассчитать оптимальную численность сотрудников разных подразделений на реализацию процессов в разные периоды времени, смоделировать порядок прохождения независимых участков процессов, выявить «узкие места». Это средства потокового, динамического, имитационного моделирования, такие как IThink, Arena, PowerSim и др., которые, к сожалению, пока не встроены ни в Workflow, ни в системы документооборота, ни в учетные и др. системы. Так что реального экономического эффекта от таких систем пока ожидать рано, и это дело будущего (полагаем, не очень далекого).

Более радужно обстоят дела с оптимизацией процессов в производстве (по сути, это те же бизнес-процессы, но более точно регламентируемые и более конкретными параметрами, их описывающими), эффект от ее применения стоит рассмотреть более подробно.

Эффективность применения оптимизации процессов на производстве

Сначала имеет смысл кратко описать предметную область, чтобы стала понятна сама идея оптимизации производства. Допустим, предприятие производит несколько десятков видов продукции (что-то может производиться на склад, что-то по конкретным заказам). Каждое конечное изделие производится из соответствующих полуфабрикатов и покупных материалов, изделий и в процессе производства проходит свой маршрут обработки. В свою очередь полуфабрикаты, из которых состоит изделие, также изготавливаются при помощи определенных технологических операций. Операции выполняются станками, людьми, при этом используется специальный инструмент и т.д., которых на заводе также могут быть десятки, сотни. Кроме того, на производстве каждого типа имеются специфические правила, ограничения, как должен быть устроен процесс производства, какое оборудование какие операции может производить, какой квалификацией должен обладать персонал, допустимы ли разрывы производственных процессов, каков режим работы оборудования, сменность персонала, когда производятся ремонты и др. (довольно много разных условий). Все это вместе представляет из себя производственную систему.

Каждое производство как-то управляется, в том числе и без всякой автоматизации, или автоматизацией «на коленке» - к примеру, плановики формируют производственные планы в Excel. Возможно, на предприятии имеются учетные производственные системы, которые регистрируют отпуск материалов в производство, выход готовой продукции и др. Такой учет, вне сомнения, важен, но прямого экономического эффекта не приносит.

Следующий уровень автоматизации – попроцессный (как правило, внутрицеховой) учет и составление планов выполнения процессов «вручную» (или с использованием автоматизированных средств, позволяющих осуществлять так называемое объемное планирование - планирование объемов производства и соответствующего объема закупок, как правило, это системы класса MRP) - еще более трудоемкий, но уже приносящий некоторый эффект, так как опытные плановики при формировании планов уже учитывают значительное число производственных ограничений – чтобы полуфабрикаты уже были произведены к тому моменту, как они будут необходимы, чтобы оборудование не было перегружено и др. Возможный экономический эффект в этом случае основывается хотя бы на том, что начинают закупать для производственных нужд именно то, что нужно, и близко к тем срокам, когда это нужно. Тем самым, склад меньше затоваривается невостребованными материалами (и высвобождается часть оборотных средств предприятия), реже бывают срывы производства из-за отсутствия нужных материалов.

Но высвобождение средств, если его удается добиться, носит разовый характер, да и другие «эффекты» не столь существенны. Наибольший результат приносит следующая стадия автоматизации – формирование пооперационных планов производства с учетом всех требований и условий (то есть выстраивание очереди обработки, порядка производственных «бизнес-процессов») при помощи математических методов оптимизации и близких к ним алгоритмов. «Математическая» оптимизация процессов как раз и дает значительный прямой эффект. Правильное производственное расписание, в котором каждый процесс идет в нужном порядке, с учетом всех ограничений, загрузки производственных мощностей и др., что и дает в конечном счете снижение производственных затрат, к сожалению, не может быть составлено даже самыми опытными плановиками, слишком сложна такая задачка (если речь идет о десятках станков, сотнях видов продукции), чтобы решать ее вручную. Поэтому в реальности пока эту задачу на предприятиях просто не решают – формируют укрупненные планы на длительный период (месяц), пускают производственные задания «самотеком», неизбежно возникают «пробки», очереди, незавершенное производство, срыв производственных планов. Но если все-таки решают, то полученные расписания слишком далеки от оптимальных – возможности человеческого мозга, увы, ограничены.

Но проблема предприятия – не в расписаниях, а в том, как с минимальными затратами выполнить нужные работы, план производства. Какие же реальные выгоды возникают от оптимально сформированных производственных расписаний? Для ответа на этот вопрос давайте рассмотрим производственные затраты. Полная себестоимость продукции обычно складывается из следующих составляющих: прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда производственного персонала; общепроизводственные затраты (прямые и косвенные); общехозяйственные затраты (косвенные).

Подсистема оперативного анализа производственных затрат Подсистема оперативного анализа производственных затрат

Для сокращения разных видов затрат разработаны и разрабатываются свои методы оптимизации, подходящие в том или ином случае конкретному предприятию. Если рассматривать затраты на закупаемые материалы, продукцию чужого производства, то их в большинстве случаев невозможно уменьшить при помощи автоматизации – они устанавливаются извне системы, о ценах на закупку договариваются снабженцы или вопрос решается на тендерах – здесь ИТ-технологии помочь не могут. Как говорилось выше, планирование закупок на основании планов производства позволяет высвободить оборотные средства, меньше закупая впрок и ненужного. Непосредственно в процессе производства можно добиться некоторой экономии материальных затрат. Например, если имеется непроизводственный расход материала при переналадках (такое встречается и в машиностроении, и в кабельном производстве, и других видах промышленности), то составление производственного расписания по критерию минимума переналадок (в данном случае на другой вид продукции) с учетом всех остальных производственных условий (к примеру, объемов и сроков выпуска) позволит как раз достичь требуемой экономии именно за счет автоматизации.

Похожий эффект достигается и по другим видам затрат. Так, если производственные рабочие получают повременную заработную плату и им оплачивается дополнительно внеурочное время (ночные, выходные, праздничные), то формирование производственного расписания с учетом минимальной загрузки рабочих во внеурочное время, затраты по этой статье можно существенно сократить. Если производство автоматизированное, и по большей части требуются только наладчики, то их работу в ночное время можно сократить, если, к примеру, в это время запускать на выполнение длинные производственные операции, не требующие промежуточной наладки – это можно делать автоматически (плановики вряд ли успеют быстро перепланировать процессы).

Другой пример, обратный. Если предприятие несет значительные затраты на электроэнергию, потребление которой напрямую связано с работой производственного оборудования, и цены на энергопотребление в разное время суток существенно разнятся, то производственное расписание, организующее загрузку оборудования в «дешевый период», ночью (критерий максимальной загрузки оборудования) и разгрузку в «дорогой период», дает искомую экономия данного вида затрат.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Отдельно необходимо рассмотреть затраты на производственное оборудование. Что касается затрат на ремонт, то существенно сократить их за счет автоматизации вряд ли удастся (разве что упорядочением, планово-предупредительными работами и др.). Основным источником снижения производственных затрат является снижение непроизводственных времен, простоев оборудования, на этой группе критериев оптимизации производства, реализуемых MES-системами (Manufacturing Execution Systems), стоит остановиться поподробнее.

 Пример критериев оптимизации производственного расписания Пример критериев оптимизации производственного расписания

Обычно стоимость производственного оборудования весьма существенна на большинстве предприятий. Так цена одного токарно-фрезерного обрабатывающего центра Integrex 300 фирмы Mazak составляет 15 млн. рублей или около $500 тыс.! Легко подсчитать, что ежедневно цех только за факт нахождения такого ОЦ «платит» в качестве амортизационных отчислений сумму, равную $150. Дополнительно стоит сюда добавить около $10 тыс. в первый год налога на имущество, а также $120 тыс. налога на прибыль (которые предприятие заплатило при покупке этого оборудования). Если добавить еще затраты на обслуживание оборудования, то получится кругленькая сумма. Несложно посчитать, какую совокупную экономию (до $200-300 тыс.) может дать оптимизация работы только одного такого станка при уменьшении простоев с 55% до 20% (при прочих равных, и разумеется, тогда, когда загрузка станка действительно необходима при производстве продукции) – а улучшения загрузки с 45% до 80% в мелкосерийном производстве можно добиться только автоматической оптимизацией производственных расписаний.

Заключение: пропорционален ли эффект от автоматизации затратам на нее?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Мы рассмотрели 3 уровня современных ИТ-технологий – учетный, процессный и планово-оптимизационный. На взгляд автора, величина эффекта от автоматизации существенно возрастает по этим уровням.

А что с затратами на проекты внедрений? Затраты, с одной стороны, также нарастают по уровням – ведь организация неизбежно должна поэтапно пройти по ним. Невозможно решать вопросы планирования, а тем более оптимизации, когда не налажен элементарный учет в компании (первым делом финансовый, материальный – складской, учет закупок, продаж и др.). Для того, чтобы сформировать адекватные нормативы для планирования и оптимизации, нужно время для накопления статистической информации о процессах (есть области, где нормативы труда и процессов еще сохранились с советских времен, но для большинства предприятий и новых процессов таких норм пока нет, и их нужно «вырастить изнутри»). Поэтому очень важна этапность внедрений – к примеру, диспетчеризация производства (вслед за учетом) на многих предприятиях вынужденно будет внедряться раньше планирования.

Не факт, что более высокие уровни развития будут дороже стоить для предприятия – они скорее более «интеллектуально емкие», чем затратные, в отличие от учета, затраты на который могут довести любого руководителя до отказа от самой идеи автоматизации!

Не стоит забывать и о рыночном разбросе цен на разные программные продукты, и, по мнению экспертов, цена «интеллектуальных продуктов» вовсе не выше цен учетных систем пропорционально возможному эффекту, напротив, ввиду малой востребованности пока эти продукты не так дороги. Для оценки систем близкого класса советуем воспользоваться традиционным методом, которым в практике заказных работ по анализу продуктов некоторые ИТ-аналитики рассчитывают отношение качества к цене сравниваемого программного обеспечения: под «качеством» понимается степень соответствия реализованных в анализируемой системе функций и технологических особенностей, а также параметров фирм-поставщиков требованиям и характеристикам предприятия.

Пока предприятие не достигло последнего уровня, эффективность внедрения ИТ будет разочаровывать. Разумеется, можно начинать и с конца, но далеко не многие «потянут» такой шаг и, справедливости ради отметим, что лишь единицы информационных систем на рынке готовы его поддержать (функционально обеспечив все уровни). Реального эффекта добьются самые стойкие!

Возможно, выводы, сделанные в данной статье, кому-то покажутся излишне пессимистичными, но автор считает, что честность в вопросах относительно эффекта ИТ-технологий, понимание реальных, а не виртуальных источников отдачи от них куда важнее бравурных речей.

Юлия Гараева, Евгений Фролов