Разделы

Бизнес Законодательство

Министерства не на связи: русские вендоры разочаровались в чиновниках

Генеральный директор производителя телекоммуникационного оборудования "Агат-РТ" Юрий Анисимов ждал не один год, пока чиновники, обещавшие поддержку высокотехнологичным секторам экономики, устранят дискриминационные условия для работы коммерческих разработчиков техники связи. А не дождавшись, решил найти ответственных за обещанную поддержку самостоятельно. Проблемы, которые поднял предприниматель, в той или иной степени касаются до 3 тысяч частных российских компаний.

После выборов президента и смены состава правительства Юрий Анисимов подготовил документ об основных проблемах коммерческих производителей отечественного электронного оборудования. В начале августа 2008 года он направил письмо в Министерство связи и массовых коммуникаций с просьбой рассмотреть возможность визита на прием к заместителю министра. Также в Минсвязи был выслан подготовленный Анисимовым документ. "После этого мы регулярно звонили в Министерство с вопросом о возможности встречи с ответственными лицами для более подробного изложения своей позиции и предоставления всех необходимых комментариев, - рассказывает Анисимов. - Однако ответ получали всегда один – "сейчас возможности нет, но на следующей неделе наверняка получится, мы делаем все возможное".

Спустя два месяца Анисимов констатировал "бесперспективность продолжения контактов по данной теме" с Минсвязи. Генеральный директор "Агат-РТ" так бы и не смог получить комментарии по интересующим его вопросам, если бы не отправил аналогичный документ со своим видением проблем рынка на имя президента РФ Дмитрия Медведева. "Из канцелярии президента письмо было переправлено в Министерство связи, - восстанавливает Анисимов цепочку событий. - 23 октября мне позвонил чиновник в должности начальника отдела и предложил обсудить обозначенные в письме вопросы на личной встрече". В этот же день встреча состоялась.

Нацпроекты для олигархов

"С одной стороны, мы регулярно слышим в телевизионных выступлениях и видим в нормативных документах профильного министерства декларации о поддержке инновационной экономики вообще, и отечественных производителей наукоемкой продукции в частности. С другой стороны, за все время своей деятельности мы ни разу не ощущали какой-либо системной поддержки со стороны государства, - констатирует Анисимов. - В стране созданы дискриминационные условия в отношении инновационных коммерческих предприятий по сравнению с иностранными производителями, что противоречит позиции государства. Эти условия являются по сути заградительными для проектов по разработке сложного оборудования, и делают практически невозможной эффективную долгосрочную конкуренцию отечественных разработок с продукцией иностранных производителей".

Среди главных проблем, стоящих сейчас перед производителями электронного оборудования, гендиректор "Агат-РТ" в своем письме выделил высокие налоги (более 50% от инвестируемой в проект суммы), высокие пошлины на комплектующие и низкие пошлины на завозимое в Россию конкурирующее зарубежное оборудование, нерациональную систему получения разрешения на поставку за рубеж отечественного электронного оборудования. Кроме того, не упрощает жизнь производителям дефицит кадров и в связи с этим резко выросшие зарплатные ожидания кандидатов. Все обозначенные проблемы дополняет фактическое отсутствие доступа к какой-либо информации по льготам, которыми может воспользоваться отечественный производитель. "Государство старается помогать самым крупным, а между тем именно малые производители еще пытаются конкурировать с засильем зарубежных игроков на ИТ-рынке, - говорит Анисимов. - В силу конкуренции они постоянно совершенствуют бизнес-процессы, продажи и маркетинг". По его мнению, политика пренебрежения малым бизнесом неэффективна, что доказывает и американская история ИТ-индустрии: "Самые крупные заокеанские ИТ-корпорации начинались в свое время с энтузиастов-одиночек, находивших возможность реализации своих смелых идей".

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

На каждую проблему Юрий Анисимов предложил свой вариант решения.

Наиболее важные проблемы производителей телекоммуникационного оборудования в России

Проблема Следствие Решение
Высокие налоги - ЕСН, НДФЛ, НДС. Государству необходимо отдать в виде налогов более 50% от инвестируемой в проект суммы. Что делает долгосрочные инвестиции в сложные проекты попросту невозможными. Минимизация налогообложения или полное освобождение расходов на НИОКР от налогообложения. В том числе – расходов на заработную плату специалистов. Уменьшение ставок налогов, в первую очередь – ЕСН. Упрощение администрирования налогов на предприятии. Перевод взаимодействия с налоговыми органами на электронную основу.
Высокие пошлины на комплектующие - могут доходить до десятков процентов. Зарубежные производители имеют возможность продавать свою продукцию в России по цене, соизмеримой со стоимостью входящих в данную продукцию комплектующих на отечественном рынке электронных компонентов. Обнулить ввозные пошлины на комплектующие, не производимые отечественной электронной промышленностью.
Низкие ввозные пошлины на конкурентное оборудование зарубежных производителей. Зарубежные производители имеют возможность продавать свою продукцию в России по цене, соизмеримой со стоимостью входящих в данную продукцию комплектующих на отечественном рынке электронных компонентов. Выстроить систему мониторинга состояния рынка электронной продукции, разрабатываемой и выпускаемой отечественными производителями. Путем проведения независимой экспертизы выявлять конкурентоспособное оборудование, для импортных аналогов устанавливать более высокие ввозные пошлины.
Заградительная политика государства в отношении экспорта электронного оборудования отечественного производства. td> Вывоз продукции требует прохождения большого количества процедур согласования, что существенно увеличивает себестоимость поставки. Разработчики, обладающие достаточными ресурсами, организуют производство за рубежом. В результате заказы перетекают за рубеж, хотя вполне могли бы размещаться на отечественных предприятиях. Разработчики, не обладающие достаточными ресурсами для размещения производства за рубежом, отказываются от продвижения своей продукции в других странах. Минимизировать барьеры на пути поставок за рубеж коммерческой продукции отечественного производства. Сделать более эффективной и избирательной систему предотвращения вывоза государственных секретов – эта система не должна создавать препятствия для коммерческой деятельности, не имеющей никакого отношения к подобным секретам.
Дефицит кадров привел в последние годы к резкому росту заработной платы. Помимо соответствующего увеличения налогов, рост которых зачастую превышает рост доходов компаний, увеличение уровня зарплаты существенно снижает конкурентоспособность на мировом рынке отечественного инновационного бизнеса. Выстраивание благоприятных условий для инновационного бизнеса, для приезда на ПМЖ и трудоустройства квалифицированных специалистов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Расширять количество вузов и кафедр, занимающихся подготовкой специалистов в области разработки аппаратных и программных электронных средств.
Отсутствие доступа к информации по льготам, которыми может воспользоваться отечественный производитель. Ответственные за данный вопрос лица либо не назначены, либо информация о них засекречена. При запросах по телефону - либо отсылают к другим людям, либо предлагают прислать свои соображения в письменном виде, оставляя их без ответа. Из этого можно констатировать, что для коммерческих производителей телекоммуникационного оборудования никакие реальные льготы не действуют. Наладить обратную связь с предприятиями-производителями. Назначить ответственного за данную работу, опубликовать его координаты. Сделать так, чтобы он был лоялен к тем, для кого работает. Наполнить концепции и декларации о поддержке отечественных производителей конкретным содержанием.
Непрозрачность принятия решений о закупках для нужд госзаказчиков. Информация о потребности госзаказчиков, а так же о системе принятия решения о закупках недоступна для коммерческих разработчиков. Информация, доступная на сайте профильного министерства и в других открытых источниках, явно неполна. Государственные тендеры нередко выстраиваются под конкретного поставщика и под конкретное зарубежное оборудование, причем в технические задания зачастую закладываются явно избыточные для заказчиков возможности, не часто используемые даже крупными коммерческими структурами. Сложившаяся система выгодна не только поставщикам, но и лицам, принимающим решения о закупке в интересах государства. Без приложения политической воли выход из данной ситуации не представляется возможным.

Первый серьезный документ, позволивший российским производителям надеяться на государственную поддержку, был разработан в 2001 году. 26 декабря решением ГКЭС № 35 была одобрена "Концепция развития рынка телекоммуникационного оборудования РФ на 2002-2010 годы". "Концепция являлась очень здравым и конкретным документом, - вспоминает Юрий Анисимов. - Однако практически все ее положения и рекомендации не были выполнены". 7 февраля 2008 года распоряжением президента была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, где в очередной раз оговаривалась необходимость поддержки отечественных разработчиков и производителей в области ИКТ. Однако, по мнению Анисимова, шансы, что Стратегия разделит участь Концепции развития рынка телеком-оборудования, весьма велики.