Спецпроекты

Кадровый кризис в ИТ: планка требований сбита

Бизнес
Довольно трудно представить сферу социальной жизни, где не были бы задействованы информационные технологии. Рынок ИТ считается одним из самых перпективных. Однако стремительные темпы развития сектора вызвали кризис на рынке труда, приведший к повышению зарплат и снижению требований к персоналу.

Чтобы заполучить желаемого специалиста, компании готовы на любые "подвиги". Поэтому метания "айтишников" из одной организации в другую стали обычным явлением на современном рынке труда. В попытке удержать свой ИТ-персонал руководители предприятий предлагают весьма заманчивые условия, начиная от чисто бытовых (заказ пиццы и оплачиваемое такси задержавшимся после работы, корпоративные вечеринки в конце каждой рабочей недели), заканчивая льготным медицинским обслуживанием и организацией культурного досуга. Однако, несмотря на все эти меры, по мнению аналитиков, ситуация на рынке ИТ-труда не стремится к стабилизации.

Кризис снижает требования

Дефицит "айтишников" на современном рынке труда продолжает расширять границы возможностей для соискателей. Работодатели вынуждены занижать планку требований по опыту работы, технических знаний, понимания специфики бизнеса.

Так, острая нехватка ИТ-персонала вынуждает высокотехнологичные компании обращаться в ВУЗы. Подобная ситуация на рынке создает вполне благоприятные условия для трудоустройства начинающих специалистов: практически любой молодой амбициозный человек с базовым техническим образованием имеет возможность сделать карьеру в сфере ИТ за достаточно короткое время. Так что для студентов и выпускников ВУЗов настало "золотое" время огромных перспектив.

Требования, предъявляемые к возрасту кандидатов на основные ИТ-позиции (по регионам России), сентябрь – октябрь 2006

Вакансии / Города Москва Санкт-Петербург Ново-
сибирск
Красно-
дар
Екате-
ринбург
Ростов-на-Дону Нижний Новгород
Аналитик 25-45 23-40 24-45 22-40 23-35 25-40 до 35
Рук-ль проекта до 35 30-45 не имеет значения от 30 23-45 25-40 от 25
Разработч. ПО 20-40 21-45 20-35 не имеет значения не имеет значения 22-35 не имеет значения
Системный админи-
стратор
до 45 22-35 20-30 от 22 от 23 22-45 до 40
Програм-
мист
20-40 не имеет значения 22-35 20-55 22-40 19-45 20-35

Источник: Jobster.ru, 2006

Значительно сместились возрастные предпочтения. Если раньше работодатель устанавливал жёсткий половой и возрастной ценз, то, на сегодняшний день самый ходовой возраст для ИТ-специалиста это 25-42 года. Если же компания приглашает специалиста с неоконченным высшим образованием (студента), то возрастной промежуток начинается с 20-22 лет.

Так, например, если в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Краснодаре ещё в начале текущего года возрастные рамки приглашаемых ИТ- специалистов составляли 25-35 лет, то уже начиная с первого квартала они расширились до 22-45 лет. Следует отметить, что эта тенденция характерна в целом для всех регионов страны (кроме малонаселенных и аграрных).

Учебный курс «Разработка системы оплаты труда для IT –компаний» 21-22 декабря

Кроме того, с начала 2006 г. на 4% увеличилось количество "женских" вакансий. Это технические писатели, инженеры по тестированию, консультанты по внедрению ERP-систем и специалисты по поддержке пользователей. Около 5% женщин работают в командах разработчиков.

Выдвигаемые ранее при поиске персонала требования становятся мягче, но не сходят на нет, а сохраняются.

Первое и базовое – это образование. Оно должно было быть высшим и приоритетно техническим. Если образование не специальное, то желательно было иметь сертификаты и свидетельства об окончании соответствующих курсов. Но лучшая рекомендация соискателю – это участие в нескольких успешных ИТ-проектах. И даже в условиях кадрового голода работодатели делают больше акцент на качественные, нежели количественные показатели.

Довольно значимым оказывается критерий владения иностранным языком. Помимо профессиональных навыков, работодатель обозначает такие требования как коммуникабельность, лояльность, умение работать в команде. Приоритетность "командного" подхода в поиске будущего сотрудника налицо. Те времена, когда "компьютерщик" мог быть чудаковатым и нелюдимым, фактически миновали. Ведь при недостатке способности к коммуникации компания рискует потерять клиента.

Предпосылки кризиса

По данным специалистов в области найма, именно вакансии из категории "ИТ" завершают тройку наиболее востребованных. Причем разница с лидирующей категорий вакансий – "Продажи, торговля, сбыт" - заметно сокращается: если в начале года отличие было в 4,7 раза, то в сентябре-октябре – в 2,3 раза.

Динамика роста спроса на ИТ-специалистов в России с января по октябрь, 2006

Наиболее популярные категории вакансий Январь - февраль 2006 г., % Сентябрь - октябрь 2006 г., %
Продажи, торговля, сбыт 26,3 18,1
Инженеры и техники 15,1 10,0
ИТ 5,6 7,8
Офисная работа 8,2 6,8
Финансы 5,9 5,2
Управление 7,2 5,9
Другие 31,7 46,2

Источник: Jobster.ru, 2006

Согласны со специалистами Jobster и аналитики HeadHunter. По их данным, "айтишники" также находятся на третьем месте.

Рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда России, 2006

Позиция в рейтинге Профессия
1. Менеджер по работе с клиентами
2. Бухгалтер
3. Программист
4. Секретарь
5. Директор по продажам
6. Специалист коммерческого банка
7. Инженер в сфере ИТ
8. Персональный ассистент
9. Финансовый аналитик
10. Финансовый контролер

Источник: HeadHunter, 2006

По-прежнему наиболее востребованы на рынке ИТ-профессий аналитики, руководители проектов, разработчики сложных высокоуровневых приложений, интерфейсов, драйверов, серверных компонентов, системные администраторы, программисты (в том числе 1С, Java, Oracle, Navision), инженеры по тестированию ПО, специалисты по поддержке пользователей и ИТ-менеджеры. Кроме того, в уходящем году резко возрос спрос на специалистов по ERP-системам и ИТ-сервисам (40%), а также на аналитиков (25-30%).