ИТ-расследование: чем живет российская розница
Условия рынка требуют от любой компании владения и применения современных ИТ. Не остается в стороне и розница, которая так или иначе использует ИТ для решения своих бизнес-задач. Какова же на данный момент ИТ-политика предприятий розничной торговли России и насколько высок уровень информатизации розничных сетей в целом?Агентство CNews Analytics провело комплексное исследование предприятий с развитой розничной сетью, основной целью которого было определение тенденций использования ИТ и уровня автоматизации предприятий с развитой розничной сетью. Для достижения поставленной цели исследовались ИТ-стратегия и модели формирования и расходования бюджета таких компаний, изучались численность и задачи ИТ-службы, отношение исследуемых компаний к аутсорсингу ИТ-услуг, а также вооруженность розничных предприятий корпоративными ИС.
Основные группы розничных сетей России, участвующие в исследовании
Группа | Компании |
Транспортные средства (автомобили) | Genser Атлант-М Major Group |
Транспорт и логистика | ГК Армадило Русская логистическая служба STS Logistic СПСР Экспресс МТК Юнитранс Национальная логистическая компания |
Техника и электроника | Диксис Связной Цифроград Линия тока |
Фармацевтическая продукция | Сеть 36,6 Шрея |
Супермаркеты и гипермаркеты | Ашан Паттерсон Седьмой континент Гроссмарт Виктория Магнит Виват |
Продукты питания | Нутритек Русарго Эдельвейс Эфко Исток |
Строительные материалы и товары для дома | Старик Хоттабыч OBI |
Строительство и недвижимость | РТМ Девелопмент Миэль Миракс Групп Донстрой ЛСР Ингеоком |
Другие | Макдак Комус Рамо |
Источник: CNews Analytics, 2007
Специалистами CNA исследовались компании различной направленности – торговые, транспортные и логистические, производители продукции, имеющие широкую сеть реализации, компании, предоставляющие услуги в области строительства, недвижимости и пр. – имеющие более тысячи сотрудников и существующие на рынке не менее 4-х лет (преимущественно – с 90-х годов).
ИТ-бюджет vs ИТ-стратегия
Результаты исследования показали, что центром принятия ИТ-решений российских розничных предприятий преимущественно является центральный офис. Большая часть компаний имеет утвержденную ИТ-стратегию, сроки действия которой варьируются от 1-2 (Genser, Major Group и "Атлант-М") до 5 лет ("Комус"). Отсутствие ИТ-стратегии зафиксировано в компаниях STS Logistics, "Шрея". "Линия Тока" планирует принять ее в течение полугода, а в Национальной логистической службе на момент опроса существовал только неутвержденный рабочий документ.

Исследуемые розничные предприятия демонстрируют различные подходы к разработке ИТ-бюджета. Так, например, автомобильные компании, как правило, формируют бюджет на проектной основе. В свою очередь, "Русагро" использует смешанную основу: существует общий бюджет, планируемый исходя из постоянных нужд компании, и проектная часть, которая может меняться в зависимости от стоимости проекта. ИТ-бюджет фармацевтической компании "Шрея" формируется на основе общей стратегии и затем утверждается руководством: отдельной ИТ-стратегии в компании не существует. В ГК ЛСР ИТ-бюджет планируется на комбинированной основе с учетом как ИТ-стратегии, так и реализуемых ИТ-проектов, а основой для определения ИТ-бюджета компании "Комус" является как принятая стратегия, так и потребности, возникающие вследствие экстенсивного роста, развития и открытия новых подразделений.
Централизованная модель формирования и расходования бюджета характерна для логистических и транспортных компаний, супермаркетов и гипермаркетов, фармацевтических предприятий, продавцов строительных материалов и товаров для дома, строительной компании РТМ "Девелопмент", а также дистрибьютора парфюмерно-косметической продукции "Макдак". Децентрализованная модель расходования бюджета используется в компаниях ГК ЛСР, "Ингеоком", "Миракс Групп", "Миэль" и "Атлант-М".
От маленьких ИТ-отделов к ИТ-департаментам
Минимальный штат сотрудников ИТ-отдела составляет 15 чел. Такое количество ИТ-специалистов имеют два строительных предприятия - РТМ "Девелопмент" и "Ингеоком". Крупные ИТ-департаменты, например, в компании "Шрея", насчитывают более 100 чел. Несколько компаний, в том числе "Русагро" и "Эфко", имеют децентрализованную ИТ-службу - ИТ-специалисты представлены как в центральном офисе (как правило, не более 10 человек), так и в удаленных филиалах.