Спецпроекты

ИТ-проекты в госсекторе: на переднем краю модернизации

Бизнес Интеграция Внедрения
Сегодня Федеральное казначейство является одним из лидеров по уровню информационно-технологического оснащения среди органов государственной власти России. И за каждым результатом стоят усилия многих и многих специалистов.

Кроме того, внедрение столкнулось еще с одной проблемой. В наследуемых системах: казначейства за счет гибких настроек пользователи могли вводить различные наборы данных, и уровень их чистоты для новой системы был низким. Внедряемое решение требовало строгого контроля над вводом информации и соблюдения процедур выполнения операций. Проблемы с переносом "грязных" данных привели к тому, что заметную часть миграции первоначально пришлось делать практически вручную, параллельно создавая новые механизмы миграции. Первых существенные результаты на пилоте в Саратовской области удалось достигнуть к концу 3-го квартала 2008 г.: были проведены первые тестовые дни на реальных данных. Ко всему прочему с 01.01.2009 г. вступали в силу новые изменения бюджетного кодекса, и их нужно было реализовывать в системе. В совокупности все эти факторы привели к необходимости сдвига срока внедрения пилотных объектов – на начало 2009 г.


Первоначально в состав пилотных объектов входили три региона: Самара, Саратов и Ульяновск

В это же время было принято решение о начале еще нескольких пилотных проектов: во Владимире – с целью отработки технологии тиражирования на другой аппаратно-программной платформе, в Туле – отрабатывалась критически важная технология перехода с середины года. В результате действий совместной работы команды Казначейства и Исполнителя система была доработана, внедрены технологии тиражирования для запуска регионов с конца года и в его середине, с учетом постоянно изменяющейся системы, а также технологии тиражирования на разные аппаратные платформы.

Тираж: от методик к конвейеру

По словам Дениса Смирнова, руководителя проекта со стороны компании Oracle, к концу 2006 г. число баз данных во всех органах ФК достигало более 7 тыс. В результате внедрения системы их количество должно было стать равным количеству регионов - 83. Поэтому миграции и постоянному усовершенствованию ее механизмов придавалось большое значение. Сама же технология тиражирования была "разложена по полочкам" и насчитывала более 1 тыс. проектных активностей. Каждый специалист (а их было более 500) точно знал, что делать. Фактически была создана колоссальная база знаний, где учтено всё вплоть до конкретных SQL-запросов и времени их запуска.

К началу тиража специалисты проектной команды получили возможность внедрять систему "волнами". Было определено пять волн внедрения. На настоящий момент все регионы, включая Центральный аппарат, внедрены. Проект будет закончен в ноябре 2011 г. вместе с внедрением во всех регионах онлайн-версии подсистемы СУФД.

В заключение следует отметить, что технология тиражирования смогла выдержать не просто доработки системы в ходе проекта, но и связанные со вступлением в силу положений 83-ФЗ изменения, в том числе доработки плана бухгалтерских счетов, которые были переданы в конце 2010 г., за две недели до того, как стали действительны. В ходе проекта с момента внедрения пилотов было выпущено более пяти версий решения, что никак не сказалось на графике тиража. Всемирный Банк признал, что по масштабам системы и четкости запуска проект не имеет аналогов среди других стран, внедряющих информационные системы Федерального казначейства.

Антон Хавторин / CNews