Спецпроекты

ИТ-проекты в госсекторе: на переднем краю модернизации

Бизнес Интеграция Внедрения
Сегодня Федеральное казначейство является одним из лидеров по уровню информационно-технологического оснащения среди органов государственной власти России. И за каждым результатом стоят усилия многих и многих специалистов.

В 2009-2010 г. рынок крупных ИТ-проектов в России на общем кризисном фоне выглядел достойно и приблизился к показателям предыдущего периода. По прогнозам, рост отрасли в 2011-2012 гг. будет составлять до 10% в год. При этом в 2010 г. из двадцати крупнейших ИТ-проектов семь (более трети) были реализованы по заказам госструктур. Это, без сомнения, является лучшей иллюстрацией того, что модернизация деятельности государственных органов в нашей стране идет высокими темпами и затрагивает все уровни - от центрального до регионального.

Казначейство – системный подход к автоматизации

Своего рода "притчей во языцах" стал проект автоматизации Федерального Казначейства (ФК), который должен был сформировать технологическую базу для реформирования бюджетной системы РФ.

К 2005 г., как и во многих структурах федерального уровня, в Казначействе России сложилась "кусочно-лоскутная" автоматизация основных функций. Типовые процессы работы в территориальных управлениях поддерживались более чем девятью разнородными системами. При этом в рамках реформирования бюджетной системы РФ стояла задача перевода с января 2006 г. на кассовое обслуживание в органы ФК бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Для этого было принято решение обеспечить переход ФК на одну из данных информационных систем с ее одновременной доработкой к указанным срокам. В итоге за 7 месяцев доработанная система была тиражирована во всех точках на территории РФ.


Проект автоматизации Федерального Казначейства (ФК) должен был сформировать технологическую базу для реформирования бюджетной системы РФ

Помимо очевидных преимуществ от унификации системы дополнительно была проведена подготовка структуры к полномасштабному переходу на продукты совершенно другого уровня: вместо полностью распределенной на более чем 2200 установки ФК должно перейти к технологии работы на 83-х установках системы, централизованных на уровне регионов.

В декабре 2005 г. после победы в открытом двухэтапном тендере, проводимом по правилам Мирового Банка, корпорация Oracle заключила контракт на автоматизацию деятельности Федерального казначейства на базе комплекса, в основе которого лежат система Oracle E-Bussiness Suite и решение для фронт-офиса – система управления финансовым документооборотом (СУФД). Oracle в партнерстве с российскими подрядчиками покрывали весь спектр требуемых работ - от вопросов безопасности и доработки системы до ее внедрения и сопровождения на всей территории РФ.

Контроль над качеством проекта был возложен на Всемирный Банк (МБРР), в задачи которого входят надзор за подготовкой технических требований и соблюдением контрактных процедур, а также привнесение лучших практик по реализации проектов такого масштаба.

Проект стартовал в январе 2006 г. и выполнялся в три этапа: дизайн и разработка системы, внедрение в пилотных регионах и тиражирование на всей территории страны. Одним из основных первоначальных условий внедрения была обязательная "заморозка системы": мораторий на внесение изменений после приемки системы в рамках первого этапа вплоть до конца тиражирования.

Подготовительный этап: Проектирование сложных систем первично, НПА должны быть результатом проектирования

Однако жизнь диктует свои условия: основные изменения нормативно-правовых актов стали поступать только в конце 2006 г. Это осложнило процесс разработки системы, который решено было проводить итерационно, за счет регулярных показов. В итоге, после 15-ти циклов, система была готова к приемочному тестированию. Однако и в ходе этого процесса выяснилась необходимость сделать очередные изменения, поскольку вышла новая редакция НПА. Это повлияло на сроки реализации проекта, и пилотное внедрение системы началось только в 2008 г.

Первоначально в состав пилотных объектов входили три региона: Самара, Саратов и Ульяновск, где внедрения должны были проходить параллельно. Однако стало очевидным, что условие по "заморозке" системы невыполнимо, поскольку изменения НПА продолжали поступать. Было ясно, что это будет происходить на протяжении всего внедрения, вплоть до последнего региона.

В связи со сложившейся ситуацией было принято решение провести пилотное внедрение в два этапа: сначала осуществить его в одном регионе, дорабатывая систему в условиях поступающих уточнений НПА, и уже с учетом этих результатов внедрять в других регионах.