Спецпроекты

ИТ в здравоохранении: старт состоялся?

Интеграция Конференции ИТ в госсекторе
С момента утверждения концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) прошел почти год. Где результат? Участники конференции, организованной CNews Conferences и CNews Analytics, собрались для того, чтобы с фактами в руках обсудить, состоялся ли старт информатизации отрасли.

Константин Суслов: Я являюсь убежденным сторонником интеграционного подхода

На вопросы Cnews ответил Константин Суслов, генеральный директор группы компаний «Хост».

CNews:Готова ли ИТ-инфраструктура российского здравоохранения к работе по облачной технологии?

Константин Суслов: Говорить об облаках за пределами МКАДа пока можно с большими оговорками. Хороших каналов связи как не было, так и нет, особенно в удаленных точках нашей необъятной Родины. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность больниц, которая в большинстве своем состоит из пары-тройки компьютеров в бухгалтерии и кабинете главного врача. Есть больницы, в которых и электричество не всегда бывает. Об облаках можно говорить как о цели, к которой мы движемся, но не как о технологии, которую можно применять повсеместно.

CNews:Как вы видите инфраструктуру регионального сегмента ЕГИС-Здравоохранения?

Константин Суслов:  Существует две основные концепции построения корпоративных информационных систем: централизация и интеграция. Централизация подразумевает реализацию всех необходимых функций в одной универсальной информационной системе класса ERP и ликвидацию «зоопарка» из других информационных систем. Концепция интеграции, наоборот, предполагает использование для каждой функциональной области лучшей в своем классе системы и интеграцию всех систем для обмена данными и реализации сквозных бизнес-процессов.

Я являюсь убежденным сторонником интеграционного подхода. Его эффективность «Хост» уже доказала на практике, создав региональную информационную систему в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Реализация этого проекта обошлась в несколько раз дешевле, чем  потребовалось для создания близкой по функциональности региональной системы в одном из соседних регионов.

По моему мнению, единая медицинская информационная система (ЕМИС) должна подключаться к единой информационной шине вместе с другими медицинскими информационными системами, используемыми в регионе. При этом ЕМИС должна быть реализована как в облачной, так и в оффлановой версии. Более того, считаю, ЕМИС не может быть лучшим решением для всех типов медицинских учреждений.  Это скорее решение для «бедных», для реализации основных административных и некоторых медицинских функций, необходимых для работы региональных и федеральных сервисов. Крупные и специализированные медицинские учреждения покупают и будут покупать из своих средств информационные системы, наилучшим образом автоматизирующие процесс лечения пациентов именно в их условиях. 

Мы видим свою роль в создании платформы для интеграции информационных систем, реализации сквозных бизнес-процессов, обеспечении взаимодействия с федеральными сервисами, а также консолидации и анализе данных для поддержки принятия решений органами управления здравоохранением. Именно это делает разработанная нами региональная информационная система «МедВедь».

Мы сотрудничаем со многими разработчиками медицинских и административно-хозяйственных информационных систем для обеспечения такой интеграции и открыты для партнерства со всеми  разработчиками.

CNews: Одна из основных проблем информатизации здравоохранения – отсутствие квалифицированного ИТ-персонала, в особенности, в регионах. Как, по вашему мнению, ее можно решить, например, в вашем регионе?

Константин Суслов: Здесь две очевидные возможности: повышение квалификации ИТ-персонала в медицинских учреждениях и применение технологий, снижающих требования к персоналу. Обе из них надо использовать.

Обучение – отдельная тема, не берусь ее обсуждать, так как не считаю себя экспертом в этой области. Что касается технологических решений, то здесь есть два варианта. Там, где есть хорошие линии связи, можно использовать облачные технологии, где таких  каналов нет – типовые программно-аппаратные комплексы. Одна из наших запатентованных моделей – «точка доступа» - как раз решает задачу поддержания базовых сервисов в отсутствие канала связи.

Модель способна обеспечивать буферизацию данных и гарантирует их доставку в ЦОД, а также функцию безопасности. При возникновении неисправности это оборудование просто целиком заменяется на другое с восстановлением данных, не переданных в ЦОД с момента последнего сеанса. Никакого обслуживания или настройки на месте такая «точка доступа» не требует. Это решение мы использовали еще в 2004-м году, выполняя пилотный проект региональной информационной системы в Свердловской области.

CNews: Какой опыт вашей компании, на ваш взгляд, мог бы быть полезен медицине?

Константин Суслов: Одно из наших последних решений – «Методика оценки эффективности работы системы здравоохранения». Сейчас оно реализовано в Ханты-Мансийском автономном округе и позволяет руководителю муниципального и регионального органа управления здравоохранения оценивать эффективность подведомственных ему учреждений.

Методика построена на базе интегральной оценки KPI системы здравоохранения и позволяет проводить ранжирование учреждений по различным показателям, видеть динамику. На основании этих данных органы управления здравоохранением могут проводить корректирующие, предупреждающие и профилактические меры. С ростом числа медицинских учреждений, подчиненных региональному департаменту или министерству здравоохранения,  методика управления по KPI становится еще более актуальной.


Стратегия месяца

LegalTech грозит заменить юристов

Средства искусственного интеллекта все чаще используются для обработки обращений за юридической помощью.

Технология месяца

Какие трудности ждут сети 5G на предприятиях

Необходимо решить ряд вопросов,  в первую очередь — с обеспечением безопасности.