Спецпроекты

Федор Петренко: Вторая волна интереса к ИТ-консалтингу

Интеграция Бизнес-приложения
В последнее время рынок ИТ-консалтинга переживает фазу бурного роста. Бизнес-сообщество, стремясь к повышению эффективности, требует от ИТ-консультантов решения конкретных управленческих задач. О тенденциях развития рынка и о планах компании в интервью CNews рассказал генеральный директор Columbus IT Partner Russia Федор Петренко.

CNews: Какие, на ваш взгляд, основные задачи стоят перед российским бизнесом сегодня? Можно ли говорить об увеличении интереса к компаниям, оказывающим консультационные услуги?

Федор Петренко: Бизнес в России, на мой взгляд, находится в достаточно зрелой стадии своего развития. Большинство компаний уже знакомы с современными инструментами управления, и теперь активно рассматривают возможности их внедрения, оптимизации, настройки, а также интеграции различных бизнес-технологий. Мы наблюдаем своего рода вторую волну спроса на ИТ-консалтинг и консультационные услуги в целом.

Понимание терминов «бизнес-консалтинг», «ИТ-консалтинг», Business Intelligence, “консультант по стратегии» и т.д. пришло в Россию вместе с дочерними предприятиями западных компаний, в которых информационные технологии внедрялись «сверху», независимо от осознания потребности в них локальным менеджментом. Одновременно с этим российские менеджеры знакомились с опытом западных коллег, осознавали востребованность консалтинговых услуг за рубежом и их практическую ценность. В связи с этим, последние несколько лет рынок ИТ-консалтинга рос достаточно уверенно, и в 2004 году составил 26,3%.

Также могу сказать, что 2004 год порадовал, безусловно, все консалтинговые компании отчетом IDC об 52,8% увеличении спроса на бизнес-приложения, что на самом деле пропорционально росту ИТ-консалтинга. Это, прежде всего, связано с резким увеличением покупательной способности российских компаний и их готовностью вкладывать деньги в консалтинг. Сегодня как крупные государственные компании, так и средний бизнес перестали требовать от ИТ-консультанта чего-то сверхъестественного. Ставятся конкретные, реально достижимые задачи, решение которых позволяет повысить эффективность работы. Сейчас, повторяю, мы видим очень осмысленный спрос на наши услуги практически во всех сегментах бизнеса.

В связи с этим, по моим оценкам, темпы развития рынка ИТ-консалтинга в будущем году не будут уступать нынешним. Сегодня как количественные индикаторы, так и мнения экспертов сходятся на том, что мы находимся на пике второй волны увеличения рынка консультационных услуг.

CNews: Как изменились, по вашим наблюдениям, подходы к автоматизации управления бизнесом? Какие решения будут наиболее востребованы в ближайшие годы?

Федор Петренко: Сейчас подходы к автоматизации очень быстро меняются, что вызвано изменениями задач, стоящими перед информационными системами. Многие предприятия середины XX века работали в условиях колоссальной нехватки оперативных данных для принятия взвешенных решений, и их главной задачей был банальный сбор информации о деятельности компании. Классикой такого метода управления, достаточно успешного во многих случаях, является отчетность, которую использовал на ранних этапах своего развития Wal-Mart – ныне крупнейший ритейлер в мире. Директор магазина должен был предоставлять в штаб-квартиру ежемесячно всего три отчета – образец самого реализуемого товара, ноу-хау, которое ему удалось увидеть у конкурента, и инновацию, которую он внедрил сам. С тех пор Wal-Mart превратился в один из крупнейших потребителей информационных систем в мире и использует для принятия решений уже не три “отчета” о деятельности магазина, а терабайты информации, содержащие все транзакции, совершаемые в этой гигантской сети.

Виртуализация сетей: как глобальные тренды проявляются в российских условиях
Интеграция

Для понимания современных подходов к автоматизации бизнеса необходимо видеть четкую границу между двумя понятиями – «данные» и «информация». Первое представляет собой первичные, необработанные данные; второе – это информация, на основании которой можно принимать решения. На сегодня задачу извлечения информации из первичных данных большинство компаний уже решили. Теперь они стремятся к упрощению и ускорению работы с информацией, потому что это путь к получению дополнительных конкурентных преимуществ.

Если говорить об общих тенденциях автоматизации, то тут стоит отметить, что, с одной стороны, системы сейчас становятся более специализированными, а значит и более простыми для конечного пользователя. В них нет лишних функций, которые бы затягивали работу и не приносили бы добавочной стоимости конкретному бизнесу. С другой стороны, сегодня начинают интегрироваться совершенно разные продукты, которые используются на одном рабочем месте, что также значительно упрощает работу пользователей.

CNews: Имеются ли принципиальные различия в подходе к автоматизации управления в различных отраслях?

Федор Петренко: Разница, конечно, есть. Нельзя найти не только двух отраслей, но и двух предприятий, где бы автоматизация управления шла по одинаковому сценарию. Если вернуться к одному из моих предыдущих тезисов, хочу отметить, что сегодня при увеличении количества функций система упрощается. Как бы парадоксально это ни звучало, упрощение систем происходит за счет отказа от функций, которые не нужны на данном рабочем месте.

У разных отраслей информационные системы имеют неодинаковое значение для бизнеса. Например, если структура бизнес-процессов стандартная, роль информационных систем в управлении предприятием увеличивается, если же бизнес инновационный, то возрастает роль систем в поддержке принятия решений, и большая часть управления ложится на плечи человека. Такие бизнес-процессы, как планирование, бюджетирование и управленческая отчетность достаточно схожи с точки зрения своих требований к ИТ, и, соответственно, их реализация в различных отраслях будет достаточно стандартной. Но, с другой стороны, часть логистических, HR и других функций могут быть узкоспециализированными, и очень сильно зависеть от отраслевой принадлежности.

Кроме того, в пределах одной отрасли предприятия могут отличаться по масштабу. Например, информационные системы в небольшом автосервисе и крупном автомобильном холдинге будут абсолютно разные. Связано это с разнообразными методами управления в компаниях, относящихся к одной отрасли. Такие же отличия могут наблюдаться, если компании находятся на разных этапах своего развития и т.д.

Например, очень часто мы сталкиваемся с тем, что использование приложений Business Intelligence различается даже в пределах одной отрасли, на предприятиях одного масштаба и в компаниях, находящихся на одном уровне развития. Дело в том, что эти приложения зависят не столько от структуры бизнеса, сколько от конкурентных преимуществ предприятия с точки зрения структуры управления. И если в одних компаниях руководство делает ставку на аналитику и поддержку принятия рациональных решений, ему максимально подходят продукты Business Intelligence. Если же топ-менеджмент на первое место ставит “связи”, эксклюзивные договоры, выгодное расположение объектов недвижимости, то ПО класса Business Intelligence в этих компаниях востребовано существенно меньше. Именно поэтому здесь не всегда можно говорить, что отрасль полностью предопределяет потребности в автоматизации бизнеса.