Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

AT Consulting: В Россию приходит западный тренд финансового моделирования

Концепция CPM, Corporate Performance Management, иначе – BPM (Business) или EPM (Enterprise), то есть управления эффективностью организации, родилась как логичное развитие темы управления предприятием вообще. Антон Шубин, партнер компании AT Consulting, директор практики CPM, считает, что российский рынок CPM-решений имеет большой потенциал сразу по нескольким направлениям. В интервью CNews эксперт рассказал об основных трендах отрасли и представил стратегию развития проектной деятельности компании.

CNews: Какие тренды на рынке ERP-решений вы можете отметить?

Антон Шубин: Говоря о трендах развития ERP, следует выделить два больших направления. Первое – собственно системы управления ресурсами предприятия, направленные на автоматизацию внутренних процессов компании и организацию учета (или нескольких учетов, например, РСБУ, МСФО и т.д.). Такие системы призваны обеспечить прозрачное и эффективное операционное управление и сформировать необходимую отчетность в части производства, закупок, сбыта, финансов, кадров и т.п. Второе направление – системы класса CPM (Corporate Performance Management), цель которых заключается в управлении эффективностью предприятием. Основной инструментарий, позволяющий это делать, – бюджетирование и планирование, формирование управленческой отчетности и ее консолидация, функционально-стоимостной анализ и стратегическое планирование. Класс таких систем также называют BPM (Вusiness Performance Management) или EPM (Enterprise Performance Management).

Я бы отдельно остановился на каждом из перечисленных направлений CPM и на том, насколько они представлены в России.


Антон Шубин: Компаниям становится очевидно: без применения средств автоматизации необходимого уровеня управленческой эффективности не достичь

Системы бюджетирования и планирования – это решения, позволяющие, единожды сформировав бюджетную модель, автоматизированно собирать бюджет компании, выполнять его корректировку, следить за исполнением, строить различные прогнозы и модели. Пожалуй, это наиболее широко представленный и востребованный в России пласт CPM-решений.

Вторая по степени востребованности составляющая СРМ – это системы консолидации. Их применение актуально, если предприятие решает задачу формирования международной и/или управленческой отчетности, а также ее консолидации. Ручная поддержка регулярного процесса сбора отчетных данных, их нормализация, трансформация и консолидация в конечную отчетность весьма трудоемка. Кроме того, в условиях «ручной автоматизации» обеспечить прозрачность и аудируемость отчетности крайне сложно. Когда сталкиваешься с подобными проблемами, становится понятно, что нужны инструменты автоматизации.

Далее — ABC-решения (Activity Based Costing), которые выделены в отдельное CPM-направление. Такие системы позволяют формировать управленческую себестоимость, дают возможность увидеть полную структуру затрат по продуктам, услугам, направлениям, блокам и т. д. и, кроме этого, ответить на вопрос, какие меры могут повысить эффективность по анализируемым объектам. Подобные решения позволяют пользователям самостоятельно настраивать модели формирования аллокаций, определяющих правила формирования стоимости объектов калькуляции. В последнее время такие продукты также становятся все более востребованными.

CNews: Как вы оцениваете потенциал CPM-рынка в России и СНГ?

Дмитрий Михеев, «АйТи Бастион» — Как обеспечить безопасность обмена данными
Импортонезависимость

Антон Шубин: По нашим оценкам, рынок России далек от точки насыщения. Сейчас происходит перелом в сознании топ-менеджмента: руководителям становится понятно, что использование подручных средств, таких как Microsoft Excel и пр., с одной стороны, слишком ресурсоемко, а с другой — практически не дает прозрачности и гибкости управления. Очень многие компании сегодня находятся на рубеже окончательного осознания, что собственными силами, без применения специализированных средств автоматизации достигнуть необходимого уровня управленческой эффективности им не удастся.

Если говорить о развитии CPM в странах СНГ, можно отметить, что, в частности, наша компания только недавно обратила на этот рынок пристальное внимание. Команда AT Consulting уже вела проекты на территории дружественных государств, но, как правило, они реализовывались в представительствах крупных российских компаний. В текущем году мы активно исследуем и анализируем, насколько развит рынок СНГ. По косвенным признакам потенциал СНГ в части развития CPM достаточно большой: местные управленцы делают те же заключения, что и их российские коллеги.

CNews: Есть ли у вас проекты на Западе? Разнятся ли требования к CPM-решениям в России и за рубежом?

Антон Шубин: У нас идет небольшой проект в Европе для иностранной компании и несколько — для подразделений российских предприятий. На Западе фокус внимания к системам CPM не так явно смещен в сторону бюджетирования, контроля исполнения и следующей за этим аналитики, как это происходит в России. Для западных коллег не менее важны задачи, связанные с управленческой консолидацией. Думаю, в России спустя какое-то время интерес к обоим этим направлениям будет одинаков.