Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Эксперты о рынке BPM: взлет на фоне спада

Мировой спад экономики дал своеобразный толчок для развития рынка BPM. Вот уже два года Gartner ставит BPM на первое место в рейтинге наиболее востребованных технологий и прогнозирует дальнейший рост рынка. Перспективы внедрения BPM в России обсудили участники круглого стола, организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

Анатолий Белайчук: BPM интересен бизнесу, у которого "ERP уже есть, а счастья еще нет"

На вопрос CNews ответил Анатолий Белайчук, президент компании "Бизнес-Консоль".

CNews: Как вы расцениваете перспективы BPM в России? Насколько эти проекты интересны бизнесу?

Анатолий Белайчук: Я вижу большую перспективу для BPM в России в роли "усилителя" возможностей корпоративных систем. Внедрение ERP у нас по факту сводится к налаживанию управленческого учета. Это немало, но само по себе не дает конкурентных преимуществ – ни по скорости выхода на рынок, ни по качеству, ни по себестоимости. Нельзя оторваться от конкурентов, используя те же, что и они, "коробочные" решения. А вот комбинация устойчивой корпоративной системы с гибкостью в реальном времени (agility), которую обеспечивает BPM, - это сила! BPM позволяет довести до совершенства, обеспечить устойчивую повторяемость и снизить зависимость от человеческого фактора для тех процессов, в которых вы сильны. BPM интересен бизнесу, у которого "ERP уже есть, а счастья еще нет".

CNews: Есть ли у российских BPM-проектов какие-то специфические особенности?

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Анатолий Белайчук: Особенности всего нашего ИТ-рынка – недоинвестированность, консервативность и как следствие недооснащенность. В России мало тратят на ИТ (в пропорции к обороту компании), не любят экспериментировать с новыми технологиями и как следствие оснащенность компаний ERP, CRM и другими системами оставляет желать лучшего. Причем ERP и CRM - это фактически предметы первой необходимости, с BPM дело обстоит еще хуже. В итоге весь российский рынок оказывается меньше рынка Голландии, что делает его неинтересным для вендоров, и в результате некоторые BPMS, которые аналитики относят к лидерам, к нам не попадают. Плюс рынок наш капризен: скажем, в той же Голландии производитель может себе позволить продвигать продукт с англоязычным интерфейсом, а нам подавай переведенный на русский язык. И желательно, чтобы BPMS умела обращаться к , который у нас практически стал стандартом де-факто. С другой стороны, этот барьер дает шанс российским производителям BPMS. Что касается проектов BPM, то тут вот какая особенность: когда заказчику объясняешь, что BPM – это работа без фиксированных требований, возможность вносить изменения в бизнес-процесс так часто, как ему требуется, то он этому рад. Однако когда начинаем обсуждение договора, заказчик ждет «внедрения под ключ» и фиксированной цены. Но послушайте: как может быть постоянное усовершенствование за фиксированную цену?

CNews: К каким рискам стоит быть готовым предприятиям, начинающим внедрение BPM?

Анатолий Белайчук: BPM – это сочетание управленческой методологии с инструментарием BPMS. Устранить разрыв между бизнесом и ИТ, научить их разговаривать на одном языке – замечательная перспектива. Но с точки зрения рисков все не так радужно. Получается, проект BPM сочетает в себе преобразование управления и ИТ-проект: разработка ПО, внедрение, обучение и т.д. Риски и тех, и других известны - не буду их перечислять – а тут они суммируются! Не это ли сложение рисков приводит к тому, что в проектах ERP управленческая составляющая вынужденно сводится к минимуму? Не до реформирования управления, справиться бы с внедрением системы. Но внедрить новую систему и продолжать работать по-старому тоже ведь не имеет смысла. Это возвращает нас к идее BPM как завершения дела, не доведенного до конца в проекте ERP. В проекте BPM с рисками удается справиться, во-первых, потому, что сложность BPMS все же на порядок ниже, чем ERP. А во-вторых, потому, что проект BPM можно и нужно выполнять малыми силами, короткими итерациями, с осязаемым для бизнеса результатом на каждом этапе – такие примеры были представлены на круглом столе. Как учит риск-менеджмент, надо не избегать рисков, а разумно принимать их там, где это оправданно, и это как раз такой случай.