Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Россия: у CRM-рынка трудности с самооценкой

Оценки объемов российского CRM-рынка и рыночных долей его игроков сильно разнятся. Участники рынка сетуют на обилие заказных и практически полное отсутствие объективных исследований ситуации на отечественном CRM-рынке. В то же время, они уверены, что CRM-бум, которого так давно ожидают в России, в обозримом будущем все-таки состоится.
По оценке игроков российского CRM-рынка, он находится на этапе, когда к заказчикам уже пришло понимание того, что именно нужно сделать для того, чтобы решение заработало. Однако сил и опыта консультантов по внедрению CRM-решений пока не всегда оказывается достаточно. Поэтому в обозримом будущем следует ожидать альянсов при внедрении подобных решений. «Это ситуация преддверия CRM-бума», — уверены участники прошедшего в Москве III Конгресса CRM.

"Наверное, наши прогнозы могут показаться кому-то слишком оптимистичными, но мы считаем, что объем российского рынка CRM в 2006 году может достичь $100 млн, — рассказал CNews генеральный директор «ФБ Консалт» Андрей Павлов. — Это примерно в 2–3 раза ниже, чем сегодняшний объем российского ERP-рынка".

Вице-президент Ассоциации CRM Кирилл Булгаков не согласен с этой оценкой и считает, что, несмотря на ежегодный стопроцентный прирост CRM-рынка, его объем в текущем году не превысит $50–70 млн.

Говоря об особенностях сегодняшней ситуации на этом рынке, г-н Булгаков отметил значительный рост бюджетов, выделяемых заказчиками на CRM-проекты. "В то же время, мы наблюдаем два основных типа проектов, — рассказал он CNews. — Одни инициируются топ-менеджментом (и, как правило, такие внедрения оказываются успешными), другие реализуются только по той причине, что на них выделен бюджет, и надо внедрить «хоть что-то». По мнению г-на Булгакова, очень важно, чтобы эта «пена» не захлестнула рынок, в противном случае количество неудачных проектов сильно затормозит динамику проникновения CRM в Россию.

Отвечая на вопрос CNews о долях, которые занимают на российском рынке различные CRM-вендоры, большинство наших собеседников посетовали на отсутствие объективных аналитических исследований при обилии «заказных», и в этой связи признали оценку рыночных долей достаточно затруднительной задачей. Впрочем, в презентации г-на Булгакова были приведены данные J`Son&Partners за 2005 год, позволяющие участникам форума составить приблизительное представление о расстановке сил на российском CRM-рынке. Но сам он считает, что успехи вендоров достаточно сложно сравнивать; в том числе и потому, что вендоры ставят для себя разные цели: «Одним CRM-разработчикам необходимо максимально увеличить свою рыночную долю, другим — закрепиться в определенной отраслевой нише».

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Говоря о динамике развития бизнеса различных CRM-игроков на российском рынке, г-н Павлов отметил, что в 2007 году наибольшего роста он ожидает от Microsoft (продукт Microsoft CRM). "Следом за ним, разобравшись со своими проблемами (очевидно, связанными с многочисленными поглощениями, — CNews), «в гору» пойдет Oracle с продуктом Oracle Siebel CRM.

Впрочем, старший консультант по Oracle Siebel CRM Владимир Карагиоз не согласился с прогнозом г-на Павлова, отметив, что никаких проблем, связанных с приобретением и освоением новых решений у Oracle не существует в принципе. По его словам, Oracle занимает сегодня в квадрате Gartner топовые позиции по всем типам продуктов, а российские партнеры Siebel восприняли переход решения «под крыло» Oracle с воодушевлением. Как рассказал CNews г-н Карагиоз, сегодня в России насчитывается несколько десятков клиентов по Oracle Siebel CRM. В основном это банки и страховые компании. В числе заказчиков также — фармацевтические компании и российские представительства западных клиентов Oracle Siebel CRM.

В свою очередь, руководитель направления Microsoft Dynamics CRM российского представительства Microsoft Виталий Титов отметил, что, невзирая на то, что Microsoft CRM — относительно молодой продукт, его продвижение в России идет мощными темпами. В доказательство своей правоты он привел прогнозы Gartner, согласно которым в ближайшие два года объем продаж этого решения «резко возрастет». «Мы выходим на уровень, когда большие проекты по внедрению Microsoft CRM уже стартовали, и их не остановить, — отметил он. — Сегодня продукт работает в России как в небольших компаниях, так и в организациях, где его используют 10 тыс. пользователей».

Сергей Ершов