В России бум интернет-магазинов. Корпоративные сайты больше не нужны

Бизнес Тендеры Интернет Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Александр Корнев
Бюджеты конкурсов на разработку корпоративных веб-сайтов падают, а бюджеты разработки интернет-магазинов, наоборот, растут – об этом заявили эксперты по результатам исследования российского рынка услуг веб-студий.

Падение корпоративных сайтов

В ходе исследования участия веб-студий в тендерах эксперты выяснили, что средний бюджет конкурса на создание разработки корпоративного сайта под ключ в октябре 2016 г. составил 218 тыс. руб., в то время как год назад он составлял 311 тыс. руб.

Иная ситуация складывается с тендерами на создание интернет-магазинов. Год назад бюджет такого конкурса составлял 364 тыс. руб., а в 2016 г. – 456 тыс. руб. К такому выводу пришли организаторы совместного исследования CMS Magazine и Workspace. В опросе приняли участие представители 436 веб-студий, 25% из которых находятся в Москве.

«Падение бюджетов на разработку корпоративных сайтов и рост бюджетов на разработку интернет-магазинов, мы связываем с текущей экономической ситуацией, когда бизнес вынужден направлять свои финансовые усилия в первую очередь на активные бизнес-инструменты, дающие отдачу уже в краткосрочной перспективе. Интернет-магазины, безусловно, являются таковыми, в отличие от корпоративных сайтов, носящих, прежде всего, информационную и имиджевую функцию», - отметили авторы исследования.

Маленькие студии равнодушны к конкурсам

Изучение рынка конкурсов выявило еще одну закономерность: чем больше сотрудников работает в веб-студии, тем чаще она участвует в тендерах.

«Почти треть (29,2%) опрошенных студий заявили, что вовсе не участвуют в тендерах. 38,7% признались, что делают это крайне редко – в виде исключения. 13% стараются принимать участие хотя бы раз в месяц, 11,8% - еженедельно, 7,3% - ежедневно», - пояснили эксперты. При этом штат большинства компаний, участвующих в тендерах ежедневно, превышает 50 человек. Студии же, в которых работает менее трех человек, в тендерах практически не участвуют.

Бюджеты конкурсов на разработку корпоративных веб-сайтов за год упали, а бюджеты на создание интернет-магазинов, наоборот, выросли

«Чем выше размер среднего бюджета, тем выше активности студии в рамках тендеров. Чем выше численность сотрудников, тем выше ценник студии», - уточнили авторы исследования. Таким образом, чаще всего в тендерах участвуют студии со средним бюджетом 1,5 млн руб. Участники рынка объясняют это тем, что для участия в тендерах нужна «финансовая подушка»: работа может занять два-три месяца, а выплата произойти лишь по завершении контракта.

Боязнь бумажной волокиты

Кроме финансового состояния студий, есть и другие причины, по которым разработчики отказываются от участия в тендерах. 42,2% опрошенных назвали затраты времени, другие – отсутствие веры в честность конкурсов, бюрократию при подготовке документов, нечетко сформулированные задачи, низкую рентабельность, а также отсутствие дефицита заявок из других источников. При этом «дорогие» студии чаще всего могут отказаться от тендера из-за нехватки времени, а студии из нижнего ценового сегмента больше пугает подготовка документов.

«Любопытный факт - больше всего в прозрачность тендеров не верят москвичи. По крайней мере, 51,2% из них заявили, что это является главным сдерживающим фактором», - отметили эксперты. Представителей региональных веб-студий больше пугают «бумажные хлопоты». По мнению участников рынка, проблема в том, что в региональных студиях, как правило, руководитель совмещает менеджерские функции, а значит, ему приходится готовить бумаги к тендеру и выпадать из процесса управления. Еще один нюанс – отсутствие в региональных портфолио крупных клиентов, что также влияет на перспективу участия в конкурсах.

По словам руководителя онлайн-сервиса Workspace Сергея Бесшабашнова, сегодня можно сказать наверняка, что участие в государственных тендерах сопряжено с различными сложностями.

«Чтобы попасть в список потенциальных поставщиков услуг, необходимо подготовить большой объем документации, а в ряде случаев ещё и сделать гарантийное финансовое обеспечение. Поэтому агентства неактивно участвуют в данных тендерах. Показательный факт: среди 11 тыс. веб-разработчиков, зарегистрированных на Workspace и CMS Magazine, только порядка 120 компаний относительно регулярно работают с государственными структурами. Кроме этого существует стереотип, что во многих государственных тендерах победитель известен заранее. Этому, в частности, способствуют различные публичные истории, которые периодически всплывают в интернете. С коммерческими тендерами ситуация более прозрачная. Но это совсем не означает, что доверие к коммерческим тендерам в целом выше», - отметил Сергей Бесшабашнов.

Неочевидная конверсия

Эксперты также выяснили, что подавляющее большинство разработчиков участвуют в тендерах благодаря присылаемым напрямую приглашениям компаний и поиску конкурсов на специальных площадках. «Порядка 45% студии в возрасте от трех до 10 лет преимущественно стараются совмещать оба варианта», - отмечается в исследовании. Наиболее известные тендерные площадки: Workspace, Портал госзакупок и Inforza.

При этом в тройке лидеров – площадок, которыми пользуются разработчики, вместо Inforza значится 1С-Битрикс. 44,7% называли сервисы digital-тематики, 22,1% - сервисы общей тематики, 15,4% - сайты для госзакупок, 12,3% - специальные сервисы CMS-разработчиков. В соответствии с результатами исследования, в большинстве случаев - 41,3% - в реальных клиентов превращается лишь 10% тендерных заявок. При этом 24,6% опрошенных заявили, что их эффективность стремится к нулю. По словам разработчиков, сейчас конверсия с прямых обращений заказчиков значительно выше, чем с тендерных заявок.

Формат тендерных заявок чаще всего не позволяет студиям показать заказчикам экспертизу и вовлеченность, что крайне влияет на конверсию – уверены разработчики. При этом, чем выше бюджеты проектов – тем выше шанс превращения заявки в реальный заказ. Кроме того, участники рынка назвали основные, по их мнению, признаки бесперспективных конкурсов.

Это слишком низкая или слишком высокая стартовая цена конкурса, невыполнимые сроки сдачи проекта, некачественное техническое задание на проект или его отсутствие, ситуация, когда заказчик не может объяснить критерии выбора победителя или это единственный критерий – цена, на тендер приглашено более пяти участников, нет ограничений для участия, но есть «очень специфические» условия для участников или в техзадании, необычные требования к документам и отчетности.