«Яндекс.Маркет» вынуждает интернет-магазины делиться доходами

Бизнес Интернет E-commerce Веб-сервисы
мобильная версия
, Текст: Игорь Королев
«Яндекс.Маркет» приступил к принудительному переводу интернет-магазинов на модель с разделением доходов от покупки. С завтрашнего дня при выдаче товаров по 200 категориям приоритет будет отдаваться магазинам, подключившимся по данной модели.

«Яндекс.Маркет» меняет принцип ранжирования товаров

Агрегатор товаров из интернет-магазинов «Яндекс.Маркет» меняет принцип поисковой выдачи. С завтрашнего дня, 27 сентября 2016 г., при выдаче товаров по 179 категориям приоритет будет отдаваться магазинам, подключившимся к «Яндекс.Маркету» по модели CPA (Cost Per Action).

Всего у «Яндекс.-Маркета» порядка 2 тыс. товарных категорий. Изменения коснутся наиболее популярных из них: бытовой и компьютерной техники, элекnроники, детских и автомобильных товаров. Пока такой принцип ранжирования будет применяться только в Москве, но вскоре распространится и на регионы.

Исторически «Яндекс.Маркет» в своей поисковой выдаче ранжировал товары, исходя из модели CPC (Cost Per Click). Интернет-магазины платили агрегатору за каждое посещение («клик»), который они получали с данной площадки. Чем больше магазин готов был заплатить за один «клик», тем выше ранжировался его товар.

Принудительное переключение на модель с разделением доходов

В 2013 г. «Яндекс.-Маркет» создал новую модель - CPA. Она подразумевает, что оформление заказа осуществляется прямо на сайте «Яндекс.Маркета», там же возможно сделать и предоплату товара. При этом магазин расплачивается с «Яндексом» за факт совершенной покупки.

Как говорит руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин, поначалу лишь несколько десятков интернет-магазинов перешли на новую модель.

«Яндекс.Маркет» приступил к принудительному переводу интернет-магазинов на модель оплаты CPA

В связи с этим в начале 2016 г. «Яндекс.Маркет» принял решение по примерно двадцати категориям показывать товары только от магазинов, подключившихся по CPA. Например, такой принцип применяется в категории «интеллектуальных браслетов».

Сейчас по модели CPA работает около 20% от 20 тыс. интернет-магазинов, подключенных к «Яндекс.Маркет». Алешин рассчитывает, что после описанного изменения поисковой выдачи по большинству товарных категорий на модель CPA перейдет порядка половины магазинов.

Почему магазинам выгодно делиться доходами с «Яндексом»

Модель CPA более честна для небольших интернет-магазинов, которые не могут позволить себе большую плату за клики, уверен Алешин. Базовая комиссия по CPA-модели, которую берет «Яндекс.Маркет», составляет 2%. Далее, если в одной товарной категории происходит конкуренция между магазинами, они могут выставлять большую комиссию.

Если пользователь при оформлении товара непосредственно на «Яндекс.Маркете» выберет предоплату, то комиссия с него будет списываться только в момент, когда товар будет передан в службу доставки. Соответственно, если до этого момент пользователь отменит заказ, то магазин ничего не потеряет.

Также при оплате заказа на «Яндекс.Маркете» агрегатор сам осуществляет эквайринг банковских карт и пока не берет с магазинов комиссию за это. Кроме того, при оплате на «Яндекс.Маркете» площадка сможет взять на себя все функции арбитража между пользователем и магазином.

Еще одно преимущество связано с тем, что не все интернет-магазины имеют оптимизированные версии для мобильных устройств. Заказ же через «Яндекс.Маркет» можно будет осуществлять в его мобильном приложении.

Преимущества для пользователей

В CPA-модели есть преимущества и для пользователей. Теперь при ранжировании поисковой выдачи товаров будут учитываться не только цена, но и другие параметры, например, возможность доставки товара на сегодняшний день. Кроме того, появится возможность выбора интернет-магазина с ближайшим до пользователя пунктом выдачи товара (геотаргетинг).

Какие товары нельзя продать по новой модели

По некоторым категориям пока перевод на CPA-модель не возможен. Например, в категории одежды и обуви очень распространен частичный возврат товара: пользователь покупает, например, несколько разных пар обуви, а затем все не подошедшие пары возвращает.

Кроме того, CPA-модель не применима к покупке мебели по индивидуальным заказам. Соответственно, по таким категориям будет применяться прежний принцип ранжирования предложений.

Сейчас у интернет-магазинов средняя доля рекламных расходов, связанных с «Яндекс.Маркетом», составляет 5,83%. Например, в категории матрасов этот показатель составляет 19,7%, наручных часов - 11,5%, обогревателей - 8,5%, ванн - 8,8%. Соответственно, риск «Яндекс.Маркета» при переходе на новую модель связан с возможной потерей этих доходов, говорит Павел Алешин.