ЦPT и «Камаз» выпустят грузовик с голосовым управлением БИС

Интеграция Внедрения Электроника
мобильная версия
, Текст: Татьяна Короткова

Компания «Камаз» внедряет модуль голосового управления от группы ЦРТ в бортовую информационную систему. Как сообщили CNews в «Центре речевых технологий», голосовое управление в грузовике на русском языке реализуется впервые. Цель проекта — не только повысить уровень комфорта для водителей, которые смогут не отвлекаться на нажатие кнопок во время вождения, но и увеличить безопасность движения, подчеркнули в компании.

Первый этап проекта уже сдан; автомобили с таким модулем планируется выпустить уже в 2017 г., указали в ЦРТ.

С помощью новой системы водитель грузовика сможет «без помощи рук» пользоваться мультимедийно-навигационным комплексом. Голосовое управление активируется кнопкой на руле. Никаких команд запоминать не придется — управление реализовано на основе распознавания речи. Как уточнили в ЦРТ, с его помощью водитель может: управлять навигацией; управлять мультимедиа (переключать песни на диске, папки, менять радио); управлять телефонной книгой; производить первичную диагностику автомобиля (например, узнавать уровень заряда аккумулятора) и др.

Модуль от ЦРТ никак не ограничен в темах запросов — разработчики бортовой информационной системы могут встраивать туда новые темы. Благодаря встроенной системе голосового взаимодействия модуль сможет синтезированным голосом общаться с водителем: уточнять пожелания, подтверждать команды и прочее.

В основе модуля голосового управления от ЦРТ — технологии распознавания спонтанной (неподготовленной) речи и ее синтеза. Распознавание отвечает за понимание водителя, а синтез — за коммуникацию с ним. Взаимодействие осуществляется на основе элементов искусственного интеллекта: если запрос будет сформулирован в непонятной для системы форме, она сможет его уточнить, предложив варианты.

В начале проекта перед разработчиками стояла амбициозная задача: создать инструмент, который сможет работать в любом месте, где может оказаться «Камаз» — а это любая точка России, где может не быть интернета и сотовой связи. Поэтому система реализована так, чтобы распознавание и синтез речи осуществлялись без подключения к всемирной сети, пояснили в ЦРТ.

Еще один вызов, стоявший перед R&D-командой ЦРТ, состоял в том, чтобы система могла понимать речь во время движения грузовика в условиях шума (например, при открытых окнах в кабине). Для повышения качества распознавания в движении выбиралось оптимальное расположение микрофона в кабине, изучались различные типы шумов и настраивались алгоритмы распознавания и шумоочистки. Чтобы наиболее полно воспроизвести акустическую обстановку, проводились эксперименты с записью голосовых команд разными микрофонами в разных моделях автомобилей «Камаз» и при различных условиях движения. В итоге были достигнуты высокие показатели точности распознавания, рассказали в компании.

На данный момент, по словам представителей ЦРТ, основные задачи проекта выполнены: модуль распознает голос водителя во время движения без подключения к Сети и отвечает ему. На следующем этапе работ группа ЦРТ и «Камаз» планируют доработать устройство в ходе опытной эксплуатации и уже в следующем году выпустить первые «слышащие» и «говорящие» грузовики.