На фоне стагнации мирового корпоративного рынка систем управления предприятием, правительственные структуры демонстрируют неожиданно стабильный спрос на подобные решения. Так, в США госсектор увеличит в ближайшие 3 года расходы на внедрение ERP-систем почти на 40%. В России внедрение ERP в госсекторе тоже начинает играть важную роль.
По данным аналитической компании Input, федеральное
правительство США собирается в ближайшие несколько лет увеличить расходы на внедрение
ERP-систем почти на 40%. В 2009 году на внедрение ERP-систем будет выделено $7,7 млрд. Для сравнения: в этом году на их развитие было выделено около $5,6 млрд. Эта цифра сопоставима с общим объемом ИТ-рынка России.
По мнению старшего аналитика Input Криса Кэмпбелла (Chris Campbell), эти прогнозы не зависят от результата президентских выборов, которые состоятся в ноябре 2004 года. Главным катализатором роста американского рынка ERP станет Департамент национальной безопасности, который будет нести значительные траты в рамках унификации отчетности 22 учреждений, входящих в его состав.
Рынок ERP-продуктов и сервисов в рамках федерального правительства США будет расти в среднем на 6,4% в год. Гражданские учреждения в 2009 году потратят на ERP-системы $3,4 млрд. Расходы Департамента обороны США в 2009 году будут равняться $2,7 млрд., а впоследствии их рост составит 7,7% в год.
На сегодняшний день на ИТ-услуги приходится более половины всех средств, выделенных
правительством США на развитие ERP. Увеличение уровня системной интеграции, особенно относящейся к перекрестным решениям, приведет к дальнейшему повышению спроса на профессиональные сервисы. Согласно прогнозам Input, расходы на профессиональные ERP-сервисы вырастут с $3,7 млрд. до $5,1 млрд. к 2009 году.
«Бум на рынке ERP-систем в США спровоцирован действиями властей страны. После череды крупных скандалов 2001 года, связанных с манипулированием бухгалтерской отчетностью, был принят так называемый закон Сарбанеса-Оксли (Sarbanes-Oxley Act of 2002). Согласно этому закону, руководители и финансисты публичных компаний обязаны лично подписывать всю бухгалтерскую отчетность, которую они подают, иначе им грозит судебное преследование, комментирует ситуацию Сергей Шалманов, аналитик CNews Analytics. Но выяснилось, что установленные ИТ-системы неспособны извлекать требуемые по новому закону данные и обеспечить подготовку необходимых отчетов. Результат бум на американском рынке ERP-систем, подстегиваемый жесткими требованиями законодательства - как по срокам представления отчетности, так и по ее содержанию».
«В России требования к предоставляемой бухгалтерской отчетности и внутренней аналитике также ужесточаются. В первую очередь, это относится к холдингам и крупным компаниям со множеством дочерних предприятий. Желание получить инвестиции, реструктуризация, повышение требовательности со стороны налоговых органов и руководства головных компаний стимулируют такие предприятия переходить на современные ERP-системы, чему немало свидетельств в прошлом и текущем, 2004 г., но круг таких предприятий крайне ограничен», отмечает г-н Шалманов.
«Российский рынок ERP пока не может похвастаться такими показателями, как в США, однако он демонстрирует существенно более высокие темпы роста, рассказал в беседе с обозревателем CNews.ru Максим Андреев, руководитель направления ERP-систем компании КРОК. Так, по данным IDC, в 2003 г. прирост составил более 50%. Катализатором роста для российского ERP-рынка в ближайшем обозримом будущем может оказаться вступление России в ВТО, которое откроет для иностранных компаний доступ на российский рынок. Не потерять клиентов и привлечь инвестиции для развития смогут те компании, которые осуществят программы по повышению конкурентоспособности своей продукции и оказываемых услуг и сделают свой бизнес прозрачнее для инвесторов. Без применения ERP-систем этого добиться довольно сложно».
«По оценкам нашей компании, базирующимся на прогнозах аналитиков и собственных данных, затраты российских компаний и государственных структур на создание и поддержку ERP-систем в 2004 году составят порядка $500 млн., из которых примерно треть будет затрачена на приобретение лицензий, а суммы порядка $300350 млн. будут использованы на внедрение и настройку ERP. При этом постоянно увеличивается доля затрат на поддержание уже функционирующих систем, поэтому возникает новая рыночная ниша для компаний, оказывающих услуги по аутсорсингу поддержки ИТ-сервисов, рассказал г-н Андреев. Происходящие в настоящее время коренные структурные реформы в государственных органах России вселяют определённый оптимизм с точки зрения рынка ERP. Один из принципов, который заложен в основу реформ, повышение эффективности и прозрачности функционирования министерств и ведомств. В современных условиях решение задачи построения прозрачной и эффективной системы управления невозможно без применения систем класса ERP. В качестве примера решаемых ERP-задач можно привести построение систем материально-технического обеспечения, которое позволяет не только консолидировать информацию о запасах, но и оптимальным образом осуществлять закупки, а также контролировать их целевое использование. Успешный опыт внедрения тиражных ERP-систем для государственных органов уже есть. Мы прогнозируем постепенное перераспределение затрат российских госорганов на ИТ с инфраструктурных решений на автоматизацию, если позволите, „бизнес-процессов“».