Разделы

Бизнес Техника

Россия: Аналитики недооценили рынок навигаторов

Компания Frost & Sullivan выпустила исследование российского рынка навигационных устройств, вызвавшее критику его участников. Они считают, что реальный объем рынка в два раза больше, а упомянутая в исследовании тенденция вытеснения навигаторами смартфонов – не верна.

По данным последнего исследования компании Frost & Sullivan, на зарождающемся рынке навигационных и телематических услуг в России наблюдается смена тенденций: смартфоны со встроенной системой глобального позиционирования GPS вытесняют традиционные навигаторы. Аналитики подсчитали, что в 2008 г. на российском рынке было продано 450 тыс. единиц навигационной продукции, из них 350 тыс. – именно смартфоны. Рост сегмента навигаторов они характеризуют как «экспоненциальный». Если этот темп сохранится, то уже к 2012 г. этот рынок сможет достичь 2 млн единиц.

Кроме того, эксперты Frost & Sullivan подсчитали, что 35% российских потребителей заинтересованы во встроенном в смартфон навигаторе. При этом 63% готовы платить свыше ?4 в месяц за услугу слежения за автотранспортными средствами с помощью GPS встроенным в смартфон. «Тенденция четко говорит о том, что необходим пакет решений для технологий на базе смартфонов для достижения успеха на этом рынке», - считает представитель компании Frost & Sullivan Правин Чандрасекар (Praveen Chandrasekar). В свою очередь, разработчиков навигационных систем ждет активная конкуренция: 8 из 10 владельцев навигационных систем в России планируют приобрести другую навигационную систему в ближайшие полгода.

По словам аналитика Михаила Фадеева, оценка Frost & Sullivan существенно занижена. По его данным, только в 1-м квартале 2008 г. только двумя компаниями - E-TEN и HTC - продано около 120 тыс. устройств, из которых GPS оборудованы порядка 100 тыс. «К этой цифре необходимо прибавить автонавигаторы (в прошлом году было продано около 450 тыс. устройств всех брендов) и телефоны со встроенным GPS для полноты статистики, хотя ими мало кто пользуется», - прокомментировал он. Объем рынка в штучном выражении, по оценкам Фадеева, в 2008 г. составил 700-800 тыс. единиц.

Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом
Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом

«Данные указанного исследования слабо отражают реальную ситуацию на рынке. Я не понимаю, откуда взяты эти цифры», - подтвердил вице-президент «Вобис Комьпютер» Виктор Лопатин. По его словам, только «Вобис» за прошлый год реализовала 200 тыс. устройств с навигацией, при этом компания занимает порядка 20% рынка. Исходя из этих цифр, его совокупный объем равен не менее 1 млн устройств.

Что касается тенденции вытеснения смартфонами традиционных навигаторов, о которой говорит Frost & Sullivan, то. по свидетельству участников и экспертов рынка, она имеет место скорее в Европе, чем в России, также говорит Фадеев. «Наш рынок идет несколько иным путем. Стартовав на 7 лет позже европейского, российский рынок навигаторов имеет более длительную историю развития: к автонавигаторам успело привыкнуть большее число рядовых потребителей (не фанатов). На переход к более функциональным устройствам нужно время», - считает он.

«Смартфоны с навигацией удобны больше пешеходам, а традиционные навигаторы удобнее для автомобилистов благодаря большему размеру экрана, удобному креплению. Поэтому довольно сложно говорить о том, что смартфоны вытесняют навигаторы», - заявил по этому поводу директор крупной федеральной розничной сети.

Какой NGFW выбрать для комплексной защиты периметра

Безопасность

Единственная негативная рыночная тенденция, спровоцированная кризисом, которую отмечают во Frost, это снижение спроса на дорогостоящие модели устройств, но и ее оспорили независимые эксперты.

«Хотя российские потребители и утверждают, что они склонны потратить более ?300 на покупку навигатора, но не факт, что они это сделают в виду настоящих экономических условий», - говорится в исследовании. Реальная цена устройства – в пределах ?100. «Учитывая нынешний экономический спад, это решение может стать впечатляющей недорогой альтернативой», - считают эксперты Frost.

По словам Михаила Фадеева, это не совсем так. «Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом, то есть до кризиса. И связано оно было лишь с тем, что входные пороги вывода на рынок новых брендов были достаточно низкими, а денег у людей было много. То есть в Китае и странах Юго-Восточной Азии были десятки компаний, которые «шлепали» навигаторы, как горячие пирожки», - говорит он. «Тренд этот возник еще до кризиса. Усилившаяся конкуренция действительно довольно быстро, но значительно «уронила» среднюю цену на устройства», - говорит Виктор Лопатин. «Есть весьма основательные сомнения в объективности этого исследования», - резюмировал он.

Анастасия Симакина