Разделы

Бизнес Техника

Россия: Аналитики недооценили рынок навигаторов

Компания Frost & Sullivan выпустила исследование российского рынка навигационных устройств, вызвавшее критику его участников. Они считают, что реальный объем рынка в два раза больше, а упомянутая в исследовании тенденция вытеснения навигаторами смартфонов – не верна.

По данным последнего исследования компании Frost & Sullivan, на зарождающемся рынке навигационных и телематических услуг в России наблюдается смена тенденций: смартфоны со встроенной системой глобального позиционирования GPS вытесняют традиционные навигаторы. Аналитики подсчитали, что в 2008 г. на российском рынке было продано 450 тыс. единиц навигационной продукции, из них 350 тыс. – именно смартфоны. Рост сегмента навигаторов они характеризуют как «экспоненциальный». Если этот темп сохранится, то уже к 2012 г. этот рынок сможет достичь 2 млн единиц.

Кроме того, эксперты Frost & Sullivan подсчитали, что 35% российских потребителей заинтересованы во встроенном в смартфон навигаторе. При этом 63% готовы платить свыше ?4 в месяц за услугу слежения за автотранспортными средствами с помощью GPS встроенным в смартфон. «Тенденция четко говорит о том, что необходим пакет решений для технологий на базе смартфонов для достижения успеха на этом рынке», - считает представитель компании Frost & Sullivan Правин Чандрасекар (Praveen Chandrasekar). В свою очередь, разработчиков навигационных систем ждет активная конкуренция: 8 из 10 владельцев навигационных систем в России планируют приобрести другую навигационную систему в ближайшие полгода.

По словам аналитика Михаила Фадеева, оценка Frost & Sullivan существенно занижена. По его данным, только в 1-м квартале 2008 г. только двумя компаниями - E-TEN и HTC - продано около 120 тыс. устройств, из которых GPS оборудованы порядка 100 тыс. «К этой цифре необходимо прибавить автонавигаторы (в прошлом году было продано около 450 тыс. устройств всех брендов) и телефоны со встроенным GPS для полноты статистики, хотя ими мало кто пользуется», - прокомментировал он. Объем рынка в штучном выражении, по оценкам Фадеева, в 2008 г. составил 700-800 тыс. единиц.

Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом
Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом

«Данные указанного исследования слабо отражают реальную ситуацию на рынке. Я не понимаю, откуда взяты эти цифры», - подтвердил вице-президент «Вобис Комьпютер» Виктор Лопатин. По его словам, только «Вобис» за прошлый год реализовала 200 тыс. устройств с навигацией, при этом компания занимает порядка 20% рынка. Исходя из этих цифр, его совокупный объем равен не менее 1 млн устройств.

Что касается тенденции вытеснения смартфонами традиционных навигаторов, о которой говорит Frost & Sullivan, то. по свидетельству участников и экспертов рынка, она имеет место скорее в Европе, чем в России, также говорит Фадеев. «Наш рынок идет несколько иным путем. Стартовав на 7 лет позже европейского, российский рынок навигаторов имеет более длительную историю развития: к автонавигаторам успело привыкнуть большее число рядовых потребителей (не фанатов). На переход к более функциональным устройствам нужно время», - считает он.

«Смартфоны с навигацией удобны больше пешеходам, а традиционные навигаторы удобнее для автомобилистов благодаря большему размеру экрана, удобному креплению. Поэтому довольно сложно говорить о том, что смартфоны вытесняют навигаторы», - заявил по этому поводу директор крупной федеральной розничной сети.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Единственная негативная рыночная тенденция, спровоцированная кризисом, которую отмечают во Frost, это снижение спроса на дорогостоящие модели устройств, но и ее оспорили независимые эксперты.

«Хотя российские потребители и утверждают, что они склонны потратить более ?300 на покупку навигатора, но не факт, что они это сделают в виду настоящих экономических условий», - говорится в исследовании. Реальная цена устройства – в пределах ?100. «Учитывая нынешний экономический спад, это решение может стать впечатляющей недорогой альтернативой», - считают эксперты Frost.

По словам Михаила Фадеева, это не совсем так. «Обвальное снижение цены на навигаторы с уровня 7-8 тыс. до уровня 3-4 тыс. началось еще прошлым летом, то есть до кризиса. И связано оно было лишь с тем, что входные пороги вывода на рынок новых брендов были достаточно низкими, а денег у людей было много. То есть в Китае и странах Юго-Восточной Азии были десятки компаний, которые «шлепали» навигаторы, как горячие пирожки», - говорит он. «Тренд этот возник еще до кризиса. Усилившаяся конкуренция действительно довольно быстро, но значительно «уронила» среднюю цену на устройства», - говорит Виктор Лопатин. «Есть весьма основательные сомнения в объективности этого исследования», - резюмировал он.

Анастасия Симакина