Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Росреестр включил режим жесткой экономии. ИТ-бюджет сократился в 2 раза

Заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников рассказал CNews о том, как будет развиваться информатизация федеральной службы в 2013 г. в условиях двукратного сокращения ИТ-бюджета.

В бюджете Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на 2013 г. затраты на ИТ (242 вид расходов) сократились вдвое. В 2012 г. они составили 4,39 млрд руб., а на этот год запланировано лишь 2,15 млрд. Также пока не планируется рост ИТ-бюджета в последующие годы - в 2014 г. он составит 2,19 млрд руб., в 2015 - 2,24 млрд руб.

Заместитель руководителя Росреестра Сергей Сапельников пояснил CNews, что ИТ-бюджет федеральной службы в 2013 г. значительно уменьшился за счет окончания федеральной целевой программы «Государственный кадастр недвижимости». «В ближайшее время мы опубликуем план закупок на год, - говорит он. - Экономить придется на остановке в развитии сервисов и новых форм оказания услуг, обновлении парка оборудования».

Новая ФЦП, по словам Сапельникова, сейчас готовится и может появиться в 2014 г.: «Объем финансирования ИТ в ней предусмотрен скромный – около 1,5-2 млрд в год. Основная часть ФЦП будет направлена на оцифровку архивов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости. Такие работы имеют непосредственное отношение к возможности электронной регистрации прав по любым объектам в России».

Из приоритетов на 2013 г. Сапельников выделяет, в первую очередь, подключение всей региональных услуг через СМЭВ. «Мы их получаем по 8-ми видам сведений от регионов и органов местного самоуправления, - говорит он. - Новая политика Минкомсвязи (подробнее о ней читайте в ближайшем номере журнала CNews, - прим. ред.) помогла нам сильно снизить ненужные затраты, мы не тестируем все десятки тысяч сервисов регионов, а работаем только с 8 «адаптерами», а органы, оказывающие услугу, сами подключают и тестируют свой сервис».

Сергей Сапельников объясняет сокращение ИТ-расходов окончанием федеральной госпрограммы. Новая может начаться в 2014 г.

Помимо этого в 2013 г., по словам Сапельникова, продолжится перевод в онлайн услуг по выдаче сведений. Участие сотрудников в формировании выписок из реестра будет постепенно устраняться. «В части единого государственного реестра прав на недвижимость (ЕГРП) это уже было реализовано в 2012 г., но не до конца, плюс остается вторая часть – государственный кадастр недвижимости (ГКН), а затем совмещение обоих ресурсов».

«Это глобальная задача, которая позволит высвободить тысячи работников и бросить их на процессы верификации ресурсов и оцифровки документов: сканирование и ретроконверсию 75 млн правоустанавливающих дел», - планирует замруководителя Росреестра.

Отметим, что по данным министра связи Николая Никифорова, в настоящее время 64% всех запросов, направляемых через СМЭВ из регионов в федеральные органы власти, обращены к Росреестру.

Как крупной компании мигрировать с зарубежной CRM за 4 месяца: опыт «Волга-Днепр»
Импортонезависимость

Также в 2013 г. Росреестр готовится к запуску электронной регистрации прав, для которой сначала должна быть принята нормативная база. «В этой части много работы по организации приема платежей государственной пошлины за оказание услуги, - поясняет Сапельников. – Более ответственный подход к приему электронных документов, свыше 48 форм и «жизненных» ситуаций приводят к тому, что требуется всеобъемлющий реинжиниринг процессов».

Наконец, Росреестр в 2013 г. намерен развивать услуги call-центра. «Необходимо расширить географию оказания услуг до всей страны, - говорит Сапельников. - Для Росреестра это уже не дань моде, а один из эффективно работающих каналов оказания услуг. От некоторого функционала в связи с сокращением финансирования придется отказаться. Пока не будет смс-уведомлений (только по электронной почте) и голосований (имеются в виду, например, опросы по факту оказания услуги и в процессе предварительной записи), плюс мы не сможем модернизировать базу знаний».

Помимо этого Росреестр будет экономить за счет переноса развития учетных систем. «В 2012 г. мы сделали первую очередь единой информационной системы (ЕГРП+ГКН), но сейчас практически сведены к нулю все закупки ПО и аппаратных средств для нее, электронных очередей и пр.», - говорит Сапельников. Кроме этого федеральная служба отказалась от расширения пропускной способности каналов связи, работает с поставщиками основных систем по снижению стоимости поддержки и переводит часть процессов на собственных сотрудников.

Умное хранение: как удвоить товарооборот за счет внедрения складского ПО
Бизнес

«Также мы не сможем приступить в 2013 г. к централизации учетных процедур в ЕГРП и созданию межрегиональных центров, - продолжает Сапельников. – И скорее всего не сможем в полном объеме модернизировать процессы предварительной записи на прием – система сложнее, чем продажа авиационных билетов, как выяснилось на практике».

Резюмируя текущее состояние финансирования ИТ в Росреестре, Сапельников заявил о сформировавшейся тенденции: «При повсеместном росте количества транзакций по регистрации прав, кадастровому учету и повышении объеме запросов, нам необходимо сократить персонал и остаться в том же операционном бюджете, что и раньше. Задача труднореализуемая, но, при наличии инвестиций на модернизацию процессов, выполнимая».

Денис Легезо