Разделы

Бизнес

Реформа науки: развязка близка

Обсуждение планов реформы образования - по всей видимости, одной из самых непопулярных из всех обещанных президентом после избрания на второй срок - достигло кульминации. Несмотря на полярность высказываемых точек зрения и ожесточенность полемики, все, пожалуй, солидарны только в одном - систему образования и отечественную науку действительно ждут радикальные перемены беспрецедентного масштаба, причем в самом ближайшем будущем. Особый трагизм ситуации придает тот факт, что обе стороны - и академическое сообщество, и правительство - правы в определенных аспектах.
В четверг, 9 декабря, эта тема обсуждалась практически одновременно и на заседании правительства, и в Государственной думе. Правительство рассмотрело приоритетные направления развития образовательной системы России. В Госдуме прошли парламентские слушания «модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования». Они стали кульминацией необычной по накалу дискуссии между правительственными чиновниками и научным сообществом.

Модернизация образовательной системы - это одна из главных задач, стоящих сегодня перед страной, отметил Михаил Фрадков. «Правительство должно выработать механизмы, обеспечивающие связь системы образования с бизнес-сообществом», заявил глава правительства, открывая заседание кабинета министров. Первую скрипку в новой образовательной политике, по словам премьера, станет играть бизнес-сообщество – оно будет решать «чему и как учить». Выработка таких механизмов, по мнению г-на Фрадкова, позволит решить одну из ключевых задач, стоящих перед правительством - повышение качества профессионального образования.

По данным правительства, в стране на 1 января 2004 года имелось 333 учреждения высшего профессионального образования, 615 – среднего профессионального, 2767 – начального профессионального образования, а также 158 научно-исследовательских организаций, 63 учреждения дополнительного образования и 88 федеральных государственных унитарных предприятий. В 2004 году объем государственных расходов на образование может достичь 4,9% ВВП. В 2000 году данный показатель составлял лишь 2,8% ВВП. При этом ресурсная обеспеченность системы образования и оплата труда работников в настоящее время неудовлетворительны.

Важнейшим фактором, определяющим ситуацию в системе образования, является прогнозируемое резкое сокращение количества молодежи в стране – а, следовательно, и учащихся. От этого спада, самого по себе во многом обусловленного затянувшимися реформами в стране, в наибольшей степени страдает общеобразовательная школа: количество учащихся в ней сократилось в период 1995-2004 гг. на 13,2%. Вплоть до 2010 г. сокращение будет продолжаться и достигнет 36,4% в сравнении с 1995 г.. В начальном и среднем профобразовании спад только начинается: по прогнозу к 2010 г. число учащихся в них сократится на 36% и 26% соответственно. В высшем профобразовании до 2006 г. число студентов будет расти, а затем спад к 2010 г. на 16% по отношению к уровню 2006 г.

Успех реформы определяется тем, насколько удастся реформаторам «ухватить» ключевое звено, саму суть проблемы. По мнения выступившего на слушаниях заместителя министра образования Андрея Свинаренко, это обеспечение «профессионального образования через новые возможности и альтернативы». На сегодняшний день базовое, единожды полученное образование обеспечивает конкурентоспособность работника на рынке труда примерно на 5 лет. Повышение квалификации и непрерывное образование становятся необходимым условием поддержания квалификации работников в быстро меняющемся мире. В частности, образование перестает быть делом одним лишь учебных заведений – по крайней мере, в привычной для нас форме.

Одним из важнейших приоритетов, отметил Андрей Свинаренко, является качественное общее образование. Предполагается поддерживать и развивать предшкольное (не путать с дошкольным) образование, «легализовать» внешкольное обучение, развитой и стабильный рынок которого, по всей видимости, давно привлекает власть своим фискальным потенциалом, и отказаться от жесткой регламентации учебных дисциплин – учащимся будет предоставлена возможность максимально проявить свои склонности и задатки еще в школе. Кроме того, приоритетом будет являться внедрение в учебный процесс новых технологий.

Как было сообщено на парламентских слушаниях, предложенный комплекс мер явился результатом диалога между министерством и Российской академией наук и представляет собой компромисс. Тем не менее, ряд законодателей, знающих, куда заводят общество «благие пожелания» реформаторов, крайне резко отзываются о предложенной концепции реформы. «Вреда от принятого документа будет намного больше, чем пользы», - заявил первый зампред комитета Госдумы РФ по образованию и науке Олег Смолин. Выступивший на парламентских слушаниях ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что самой постановкой проблемы подвергнута сомнению система бесплатного образования, что в сегодняшней России является преступлением.

К концепции новой реформы, результаты которой самым непосредственным образом скажутся на будущем страны, высказывается множество претензий. Ряд экспертов полагает, что она создает условия для поэтапной скрытой «приватизации» учебных заведений. Огромный скептицизм вызывает заимствование введения двухуровневой системы высшего образования с бакалавриатом и магистратурой, при которой для перехода на следующий уровень необходимо сдавать экзамены, что приведет к неравенству учащихся. Из задач, стоящих перед школой, куда-то исчезла задача воспитательная. Отмечается деградация и «нарастающее вырождение системы», в которой растут и множатся очаги деятельности, далекой от собственно педагогической. Школа становится школой коррупции.

Виктор Садовничий отметил, что, на его взгляд, в России удалась в полной мере только одна реформа образования - проведенная в 1804 году. Тогда, 200 лет назад, был принят устав МГУ, ставший одновременно уставом для всех вузов Российской империи. Университету была предоставлена автономия. Правда, подчеркнул ректор, тогда реформа осуществлялась при наличии у государства достаточных ресурсов для ее проведения. Ситуация с ресурсами в настоящее время, после двух десятков лет реформ, иначе как плачевной не назовешь. Успех или очередная неудача реформы образования станут очевидными уже в ближайшем будущем.