Разделы

Безопасность Цифровизация Бизнес-приложения

Легендарный российский антивирус меняет владельца

Компания «ДиалогНаука», на долю которой 10 лет назад приходилось 95% продаж антивирусного ПО в России, переживает череду метаморфоз. Потеряв монополию на распространение продукта Dr.Web в Москве, компания подумывает о выходе на рынок интеграции. Передав права на свое решение компании "Доктор Веб", владелец антивируса Игорь Данилов рассчитывает на восстановление его позиций на рынке.
Со времен своей фактической монополии на рынке антивирусного ПО в 1994 году антивирус Dr.Web постепенно терял позиции. Права на этот продукт принадлежали одному из его разработчиков Игорю Данилову. До некоторых пор г-на Данилова удовлетворяла ситуация, когда дистрибутором его решений в Москве была компания «ДиалогНаука». Сам г-н Данилов управлял небольшим предприятием «Санкт-Петербургская Антивирусная Лаборатория Данилова (СалД)», которая продавала Dr.Web в северной столице.

Как стало известно CNews.ru, в декабре 2003 года Игорь Данилов зарегистрировал ООО «Доктор Веб», директором которого стал бывший коммерческий директор «ДиалогНауки» Борис Шаров. Одновременно компания «ДиалогНаука» перешла в разряд обычных дистрибуторов решения.

Как рассказал CNews.ru Борис Шаров, ранее антивирус фактически поступал из «Лаборатории Игоря Данилова» для продажи в две компании – московское ЗАО «ДиалогНаука» и питерское ООО "СалД". При этом обе компании предоставляли пользователям версии продукта для скачивания с веб-сайта, генерировали лицензионные ключи, имели собственные дистрибутивы. «В результате деятельность по продвижению продукта (и в России, и за рубежом) велась несогласованно, что сказывалось на объемах продаж Dr.Web в целом», - считает г-н Шаров.

В беседе с CNews.ru генеральный директор "ДиалогНауки" Сергей Антимонов также высказал мнение, что ранее бизнес на базе Dr.Web имел "разорванный" характер. По его словам, г-н Данилов (как физическое лицо) был владельцем всех копирайтов на все программы DrWeb, и он же был обладателем договоров с «ДиалогНаукой» и «СалД» о продаже этого продукта. При этом каждая из названных компаний выпускала собственный дистрибутив с разными инсталляторами, различной упаковкой и документацией. Кроме того, «СалД» и «ДиалогНаука» работали по несогласованным прайс-листам, имели каждая свое «представительство в Сети», выпускали различную рекламу в СМИ и участвовали в выставках независимо друг от друга. Г-н Антимонов считает, что все это очень тормозило развитие бизнеса на базе Dr.Web.

Выступая как вендор, новая компания «Доктор Веб» будет строить равные отношения со всеми партнерами, желающими продавать ПО компании. «Каких-либо привилегированных партнеров у компании не будет - работа со всеми будет строиться на основе партнерской программы», - отметил г-н Шаров.

Игроки российского рынка антивирусных продуктов считают, что действия г-на Данилова вполне объяснимы. «Логично, что торговая марка должна принадлежать юридическому, а не физическому лицу, - отметил наш собеседник, пожелавший остаться неназванным. – Данилов просто хочет сделать чисто вендорскую компанию, которая не будет заниматься прямыми продажами, а будет работать только через партнеров».

Как «Тинькофф» проводит встречи и обучает 20 000 сотрудников ежемесячно
Импортозамещение ВКС

При этом сами компании, продающие антивирусы, пока не очень понимают, что произойдет с продуктом в ближайшее время, есть ли им смысл его продвигать, и как следует строить свои отношения с «новым» вендором. «С моей точки зрения, г-н Данилов созданием новой компании превратил «ДиалогНауку» в простого дистрибьютора, и пока не ясно, что из этого выйдет», - рассказал CNews.ru руководитель одной из таких компаний.

Впрочем, в свете грядущих перемен сама «ДиалогНаука» решила не «зацикливаться» на продажах только антивируса Dr.Web. Компания вынашивает серьезные планы по расширению своего бизнеса, перевода его в русло дистрибуции различных антивирусных продуктов и даже - развития направления системной интеграции. Коммерческий директор компании «ДиалогНаука» Игорь Жовтюк рассказал CNews.ru, что ранее «ДиалогНаука» воспринималась пользователями как вендорская компания: связано это было с тем, что правообладатель - г-н Данилов - сотрудничал с нею. По словам г-на Жовтюка, «ДиалогНаука» всегда продавала и с удовольствием будет в дальнейшем продавать этот продукт. В то же время он считает, что после создания «Доктор Веб» «ДиалогНауке» как продавцу станет даже «легче жить», поскольку большая часть задач снимается, и можно будет сконцентрироваться лишь на продвижении этого продукта.

Г-н Жовтюк рассказал также, что за время своего существования «ДиалогНаука» накопила большую клиентскую базу, и хотела бы расширить спектр предлагаемых продуктов: «Среди новинок продуктового портфеля будут как наши разработки, так и продукты других компаний», - отметил г-н Жовтюк. - Например, нам кажется перспективной продажа антиспама и межсетевых экранов». Расширение продуктового портфеля компания начнет в мае текущего года, и уже ведет переговоры с рядом партнеров: «Мы находимся на стадии подписания соглашений», - говорит Игорь Жовтюк. Кроме того, в настоящее время «ДиалогНаука» активизирует работу по продвижению собственного антивируса – ADinf. «Данный продукт мы продавали и раньше, однако сейчас мы переводим его на Windows ХР, – отметил г-н Жовтюк. - Будет добавлен ряд новых сервисов, то есть решение - получит вторую жизнь».