Разделы

Наука Маркет

Космический рынок: Россия уступает Европе

Опередив всех по числу запусков в 2005 году и обойдя более чем в полтора раза Европейское космическое агентство, Россия уступила ему по доходности пусков. Европейская компания Arianespace надеется в ближайшие годы закрепить лидерство на рынке пусковых услуг.
В отчете FAA прогнозируемые тенденции спроса на пусковые услуги характеризуются следующим образом:

  • сохранение устойчивого спроса на запуски спутников связи на геостационарную орбиту и незначительный рост спроса на запуски спутников дистанционного зондирования на низкие орбиты;
  • в ближайшей перспективе сохранится тенденция запуска тяжелых спутников связи на геостационарную орбиту и снижение числа заказов на спутники связи массой до 2200 кг (вывод не бесспорный, например, США, Великобритаия и Россия изготавливают малые спутники связи — прим. CNews);
  • примерно половина спутников для низких орбит создана в рамках международных научных проектов, остальные — спутники дистанционного зондирования и низкоорбитальной связи (доля спутников последней категории будет постепенно расти по мере процесса замены космических аппаратов существующих низкоорбитальных систем связи).

Основными конкурентами в оказании пусковых услуг останутся США, Европа, Россия и Украина. Новыми игроками на рынке коммерческих запусков в ближайшие годы могут стать Япония, Индия и Бразилия. В связи с прогнозируемым увеличением запусков малых спутников дистанционного зондирования и низкоорбитальной связи возрастет спрос на пусковые услуги ракет малого и среднего класса, где Россия традиционно занимает лидирующее положение.

Европа надеется закрепить лидерство на рынке запусков по доходности

По данным новостных агентств, европейская компания Arianespace — оператор тяжелых ракет Ariane-5 — надеется закрепить первенство по доходам на мировом рынке коммерческих запусков, усиливая свои позиции на самом быстроразвивающемся рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. На 2006 год уже запланировано 6 запусков ракет-носителей Ariane-5. В июне компания Arianespace сумела получить контракт на запуск вьетнамского спутника Vinasat-1, который будет изготавливать американская компания (Россия, которая участвовала в проекте Vinasat c 2001 года, осталась без контрактов).

Начиная с 2008 года европейская компания планирует ежегодно осуществлять с космодрома в Куру (Французская Гвиана) 5–6 запусков тяжелых ракет-носителей Ariane-5, 2–3 запуска ракет среднего класса «Союз» и 1–2 запуска перспективных легких ракет Vega, охватывая, таким образом, весь спектр полезных нагрузок и все типы орбит. Важной составляющей успешной маркетинговой деятельности Arianespace является предоставление в общем пакете с пусковыми услугами также услуг по страхованию запусков и первых месяцев функционирования спутников на орбите.

Threat Intelligence: что это такое и как применить на практике
Безопасность

Россия долгое время гордилась большим числом ежегодных запусков, практически заморозив национальные проекты по созданию новых ракет-носителей и эксплуатируя еще советский задел космических технологий. Но сегодня завоевание рынка требует более гибких, инновационных и комплексных решений.