Космический рынок: Россия уступает Европе
Опередив всех по числу запусков в 2005 году и обойдя более чем в полтора раза Европейское космическое агентство, Россия уступила ему по доходности пусков. Европейская компания Arianespace надеется в ближайшие годы закрепить лидерство на рынке пусковых услуг. Американская федеральная авиационная администрация (Federal Aviation Administration FAA) опубликовала отчет по итогам коммерческих запусков 2005 года. В соответствии с американским законодательством, управление коммерческих космических запусков администрации FAA выдает лицензии на запуски и регулирует рынок коммерческих запусков США.По данным отчета, 2005 год стал вторым годом спада в пусковой активности. Всего было проведено 55 запусков космических носителей (см. таблицу), из них только 18 коммерческих. По общему числу проведенных запусков лидирует Россия (26 запусков), за ней следуют США (12), Европа и Китай (по 5), международная программа Sea Launch (4), Япония (2) и Индия (1).
На мировом рынке коммерческих запусков в 2005 году по общему числу запусков опять лидировала Россия (8 запусков, 44% рынка), за ней следует Европа (5 запусков, 28%), международная программа Sea Launch (4 запуска, 22%) и замыкают перечень США с 1 коммерческим запуском (6% рынка).
Доходы рынка коммерческих запусков Россия уступает Европе
Суммарный оценочный доход мирового рынка коммерческих запусков в 2005 году составил $1,2 млрд., что на 20% превышает соответствующий показатель 2004 года. Однако распределение доходов не соответствует числу запусков. Наибольший доход получила Европа от пяти запусков ракет Ariane-5 ($490 млн.), за ней следуют Россия ($350 млн. от 8 запусков), международный проект Sea Launch ($280 млн. от 4 запусков) и США ($70 млн.). Даже с учетом 25% доли РКК «Энергия» в доходах программы Sea Launch Россия остается на втором месте.#gallery# |
Прогноз FAA на ближайшие годы
По оценкам FAA, в ближайшие годы спрос на ракеты для запусков телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту останется на прежнем уровне, что приведет к усилению конкуренции среди компаний пусковых услуг.