Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

IBM коллекционирует патенты

Бюро по патентам и торговым маркам США (United States Patent and Trademark Office) за 2001 год выдало корпорации IBM 3.411 патентов. Несмотря на всеобщий рост количества выдаваемых патентов, IBM стала первой и единственной компанией, сумевшей за год преодолеть 3-тысячный рубеж.
Согласно данным исследовательской компании IFI Claims Patent Services, IBM уже девятый год подряд лидирует по количеству полученных патентов. В прошлом году компании удалось почти на 20% превзойти показатели 2000 года, когда было получено 2.886 патентов.

IBM традиционно и методично "зарабатывает" патенты, а проценты с них являются одним из источников дохода корпорации - в целом за год они приносят $1,7 млрд. Персонал IBM включает 150 тыс. дипломированных инженеров и ученых, в исследовательские проекты вкладываются огромные инвестиции, и деньги со временем превращаются в конкретные инновации, которые можно запатентовать.

IBM, по словам аналитиков, использует широкий подход к подбору патентов. "IBM получает патенты не только на те технологии, которые она внедряет в производство и продажу, но также и на вещи, которые, как считают ее аналитики, могут пригодиться другим компаниям, - считает Сюзан Харрисон (Suzanne Harrison), глава консалтинговой компании ICMG из Пало Альто, штат Калифорния, занимающейся вопросами интеллектуальной собственности. - IBM смотрит на свой патентный портфолио в большей мере как на конкурентное преимущество, которое она может использовать, чем как на форму правовой защиты, как это делает большинство американских компаний".

В отличие от других высокотехнологичных компаний, IBM ведет научно-исследовательские разработки по целому спектру направлений - это системная архитектура, программное обеспечение, полупроводники, хранение данных и материаловедение.

В последнее годы количество получаемых патентов возросло и в целом по отрасли. В США, к примеру, за последние 5 лет число выданных патентов выросло на 60%, а заявок на открытия было несравнимо больше. Гонка за патентами объясняется частично распространенным убеждением в том, что любая идея должна быть защищена патентом, особенно в том, что касается секторов ПО и методов ведения бизнеса. Такого рода направленность подверглась значительной критике со стороны аналитиков и ученых, расценивающих этот подход как недальновидную конкуренцию, препятствующую внедрению новых технологий в экономику в целом.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

По словам Джоша Лернера (Josh Lerner), экономиста Гарвардской школы бизнеса, наиболее рьяные любители патентов могут просто не понимать, что они делают, либо не туда направляют свой конкурентный пыл. Однако г-н Лернер отметил, что в целом в последние годы инновации стали все шире внедряться в экономику США, и корпоративные исследовательские лаборатории, в том числе, и принадлежащие IBM, стали больше сосредотачиваться на коммерчески внедряемых идеях.

Другим объяснением может служить то, что с 90-х годов прошлого столетия прочно закрепилась идея сборки ПК из компонентов от разных производителей, когда множество конкурирующих компаний производят аналогичные комплектующие, собираемые затем воедино. Это не могло не вызвать повышение патентной активности - ведь в одном только ноутбуке, по некоторым оценкам, может содержаться до 5 тыс. запатентованных изобретений.