Разделы

Бизнес

Е-регистр врачей: катастрофа в России налицо

Создаваемый Федеральный регистр медработников позволил обнаружить, что около 1/3 врачей в России не проходили курсов повышения квалификации более 5 лет. Специалисты считают, что такие данные способны всколыхнуть общество и стимулировать использование электронных форм повышения квалификации медицинского персонала.
В США зарегистрировано более 98 тыс. смертей в год от ошибок, которых можно было бы избежать, в Великобритании этот показатель составляет 34 тыс, в России же не ведется статистики так называемых «врачебных ошибок». На эти факты на заседании круглого стола "ИТ в национальном проекте «Здоровье»", организованного по инициативе CNews, обратил внимание глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии Николай Кречетов.

Среди наиболее значимых причин «врачебных ошибок» называются отсутствие возможности оперативного доступа к справочной информации и недостаточная квалификация специалистов. Создаваемый в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» Федеральный регистр медработников позволил обнаружить, что около 1/3 врачей не проходили курсов повышения квалификации более 5 лет.

«Во многих клиниках врачи по 7, 8, а иногда и 10 лет не повышали свою квалификацию», — отметил в интервью CNews Евгений Никонов, начальник отдела координации деятельности территориальных управлений и национальных приоритетных проектов Росздравнадзора. Основываясь на данных регистра медработников в начале 2006 года, он сообщил о том, что потребность в повышении квалификации специалистов в четыре-пять раз выше запланированной. «Чтобы не быть голословным, приведу некоторые цифры, — продолжает г-н Никонов. — Около 27 тыс. человек составляют только те медработники, у которых сертификат заканчивает действие в 2006 году. Примерно столько же — 23–24 тыс. — те, кто не повышал свою квалификацию более пяти лет, а это одна треть всех медиков, зарегистрированных в Федеральном регистре медработников первичного звена».

Основной причиной сложившейся ситуации является кадровый голод, который система здравоохранения испытывает в течение последних 10 лет. Нехватка специалистов всех уровней не позволяет работающим врачам оставить свое рабочее место на время обучения, их просто некем заменить. Более того, в процессе формирования Федерального регистра медработников выяснилось, что 30% врачей и 25% медсестер являются людьми пенсионного возраста, 58% врачей и 63% медсестер — это люди в возрасте от 30 до 55–60 лет, и лишь 12% медперсонала первичного звена составляют специалисты в возрасте до 30 лет.

Решить проблему повышения квалификации и переподготовки медработников можно при помощи телемедицинских технологий, которые, кроме своей прямой функции (обеспечения возможности удаленного консультирования), могут найти применение и в процессе дистанционного обучения. «Телемедицина способна обеспечить практикующим врачам доступ к занятиям по повышению квалификации у лучших специалистов страны и мира, даже если они не имеют возможности покинуть тот отдаленный регион, где они ведут профессиональную деятельность», — считает вице-президент Российской ассоциации телемедицины Андрей Сельков.


Источник: Михаил Зурабов, Байкальский экономический форум, 19.09.06

Дроны, роботы и VR: какие инновации востребованы в металлургии
Инновации для промышленности

К сожалению, на данный момент по причине низкого уровня информатизации региональных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) программы дистанционного обучения, а тем более обучение с помощью телемедицинских технологий, практически недоступны для большинства медиков. Тем не менее, обучение работников здравоохранения уже идет. Процесс переподготовки одного специалиста занимает не менее 500 часов; оптимальное время курсов повышения квалификации составляет 144 часа, хотя некоторые ЛПУ ограничиваются 72 часами. Учитывая, что обучение ведется традиционными способами (выезд в центр, расселение на время обучения и приезд на место работы), на перемещение и проживание людей, аренду помещений тратятся немалые средства. При этом реализация даже части этого обучения с использованием технологий дистанционного образования могла бы привести к значительной экономии бюджетных средств как на федеральном, так и на региональном уровнях.

"За первое полугодие 2006 года в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» прошли обучение почти 3,7 тыс. врачей (1728 участковых терапевтов, 1271 участковых педиатров и 654 врача общей практики), — сообщил министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов в своем выступлении на Байкальском экономическом форуме. — В рамках утвержденных учебно-производственных планов образовательных учреждений за счет бюджетных ассигнований повысили свою квалификацию почти 14,4 тыс. врачей, в том числе 6818 участковых терапевтов, 5586 участковых педиатров и 1990 врачей общей практики".

По последним данным Росздравнадзора, до конца 2006 года осталось обучить 9 тыс. врачей, не проходивших курсов повышения квалификации более 5 лет. Из них 1,5 тыс. будут обучены за счет федерального бюджета, а остальные — за счет средств бюджетов субъектов Федерации.