Аналитики раскрыли риски покупки WCM-решений
Вышел обновленный отчет о состоянии рынка WCM. Аналитики вновь (как и в середине 2010 года) разделили отрасль на два сегмента – платформенные решения и продукты, каждый из которых имеет свои возможности и риски для покупателей. Российские эксперты рынка СЭД согласны с их мнением и разделяют указанные в исследования положения.В обновленном отчете рынка корпоративных порталов (систем управления веб-контентом, WCM) эксперты The Real Story Group вновь создали две независимых матрицы по продуктовым и платформенным вендорам. По мнению специалистов, платформенно-ориентированные WCM требуют большего времени и ресурсов на развертывание, но считаются функциональнее, чем просто продуктовые WCM (готовые решения), которые за счет коротких сроков внедрения не имеют гибкости в долгосрочной перспективе развития. Эксперты убеждены, что вендоры, выпускающие платформенные решения, сейчас устроили соревнование функциональности своих решений в части поддержки новых медиа, но при этом сохранили высокий ценник, несмотря на конкуренцию с "готовыми продуктами". В итоге из-за попыток реализации в WCM-продуктах "тяжелых" функций СЭД сами эти платформы обновляются медленно. Вендоры "готовых" WCM в этом отношении развиваются динамичнее и хорошо растут на рынке, что приводит к его фрагментации. Несмотря на то, что выбор таких средств представляется более рискованным для заказчика, считают в The Real Story Group, их вендоры более стабильны в выпуске обновлений, поэтому основной риск сводится к выбору поставщика, особенно, если это небольшая компания-разработчик или Open Source-объединение.
CNews попросил российских игроков рынка СЭД сравнить данные из нового отчета с информацией годичной давности. Из существенных изменений в расположении вендоров (сравнивалась матрица "платформ" в 2011 году с общей матрицей рынка 2010 года), можно отметить перемещение Microsoft с позиции более активного вендора в сектор медленного развития (до этого Microsoft уже помещалась в менее выигрышный квадрант), а IBM – в обратном направлении.
Матрица сравнения WCM-решений (продукты), 2010
The Real Story Group, 2011
Специалисты по-разному оценивают данное положение дел. Сергей Курьянов, директор по развитию DocsVision, полагает, что перемещение Microsoft связано с релизом ее SharePoint 2010, что предполагает более спокойный темп развития, а миграция IBM – с поглощениями на рынке портальных систем.
Матрица сравнения WCM-решений (платформы), 2010
Айрат Сибгатуллин, Directum: No-code — это обязательный компонент современной системы КЭДО

The Real Story Group, 2011
Елена Иванова, начальник отдела маркетинга ЭОС, считает, что положение Microsoft изменилось в худшую сторону - мобильность самого вендора осталось такой же невысокой, как и в прошлом году, а темпы развития продукта упали почти в два раза. Она связывает это с тем, что потенциальные клиенты SharePoint отложили спрос и ждали появления новой версии 2010 года, в связи с чем и уменьшилось число реализованных проектов. В случае с IBM в отличие от прошлого года мобильность вендора возросла существенно, а вот мобильность в развитии продукта упала значительно, и госпожа Иванова видит причинами это большее внимание вендора к другому направлению и продукту, то есть, некую переориентацию и смену маркетинговой политики.
Александр Невинчаный, директор направления базовых технологий Microsoft "Корус Консалтинг", отмечает, что, несмотря на то, что на схеме 2010 года Microsoft и IBM попали в квадрат существенно обновляющих свои решения вендоров, это достаточно стабильные разработчики, как и все крупные компании. "Существует цикл вывода новых продуктов на рынок, который подразумевает определенные временные рамки. В этом отличие коммерческих решений от, например, модели разработки свободных продуктов, где могут выходить нестабильные бета-версии достаточно часто и нерегулярно, - объясняет он. Microsoft вложила немало усилий в развитие нового WCM-продукта на базе SharePoint и совершила сильный рывок вперед на этом рынке. В 2010 году заказчики знакомились с продуктом и функциями новой версии, многие начали первые проекты на этой платформе. Можно говорить о том, что в 2011 году продукт стабилизируется, станет более зрелым, будет развиваться его активное использование. Поэтому перемещение вендора в разряд более "спокойных" на предложенной схеме - закономерно: идет логичный процесс развития продукта. Сейчас важно закрепить достигнутый успех и использовать все широкие возможности продукта". По его мнению, было бы неправильно говорить о том, что Microsoft остановилась в развитии WCM-решения. В свою очередь, небольшие разработчики, которые не имеют такого стабильного положения на рынке, возможно, предпочитают чаще объявлять о новых версиях своего продукта и новых функциональных возможностях, вследствие чего складывается впечатление их большей активности.
Генеральный директор "1С-Битрикс" Сергей Рыжиков, уверен, что из-за того, что рынок корпоративных порталов меняется очень быстро, представленные графики лишь частично отражают ситуацию, происходящую на нем. "Некоторые вендоры занимают активную позицию и выпускают новые версии продуктов достаточно часто, руководствуясь потребностями клиентов". В 2011-2012 годах, по его словам, рынок ожидают принципиальные изменения и резкий скачок спроса со стороны клиентов, при этом успех будет только у более адаптивных. "Microsoft, выпустив SharePoint 2010, не продемонстрировала рынку существенного изменения концепции своего продукта. Скорее, она осуществляет направленный переход в более консервативный сегмент, при этом делая акцент на интеграции со своими продуктами. Клиентам же требуется больше смещения к интернет-стандартам и развитию социальных инструментов внутри компании. Из графиков я вижу, что Microsoft и IBM не демонстрируют высокую скорость изменений, удовлетворяя спрос только Enterprise сегмента на специфические задачи", - заключает он.
В целом аналитики The Real Story Group подытоживают свое исследование предложением для заказчиков по определению "золотой середины" между стремлением к изменениям и развитием вендора, поскольку разные стратегии развития продуктов могут быть как конкурентным преимуществом, так и недостатком.