Разделы

Бизнес Законодательство ИТ в госсекторе Документооборот

Российских врачей избавили от бумажных документов

Министерство здравоохранения России утвердило правила ведения электронного документооборота в медицинских организациях. С 1 февраля 2021 г. медучреждения смогут отказаться от дублирования документов на бумаге. Из финального варианта нормативного акта, одобренного Минздравом, исчезло упоминание о возможности для пациентов получения доступа к медицинским записям и медкартам через портал госуслуг.

Минздрав утвердил порядок организации ЭДО в здравоохранении

Российские медицинские организации получили возможность отказаться от бумажного документооборота в пользу электронного (ЭДО). Это следует из приказа Министерства здравоохранения России «Об утверждении порядка организации системы документооборота в сфере охраны здоровья в части ведения медицинской документации в форме электронных документов». Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Согласно приказу, вступающему в силу 1 февраля 2021 г., медучреждения смогут самостоятельно определять сроки перехода на ЭДО, а также решать, какие именно документы будут оформляться в «цифре».

Документ закрепляет правовой статус электронной документации и устанавливает требования к формированию, подписанию и хранению электронных медицинских документов, включая обмен ими и передачу в единую государственную информационную систему (ГИС) здравоохранения. Кроме того, он гарантирует пациентам право на получение твердой копии медицинских документов и регламентирует порядок при обращении в медорганизацию лично, через представителя или по почте.

Инициатива Минздрава может поспособствовать избавлению врачей от бремени ведения документации и в электронном, и в традиционном, бумажном виде. Это, в свою очередь, в теории позволит медицинским специалистам уделять больше времени и внимания пациентам.

medic600.jpg
Минздрав утвердил порядок организации ЭДО в здравоохранении

По мнению директора Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава Дмитрия Селиванова, данный документ способен помочь в решении сразу нескольких важных задач. «Во-первых, медицинские организации смогут отказаться от дублирования документов на бумаге, при этом за пациентом сохранится право выбора – в случае необходимости он сможет получить свои документы в бумажном виде, – пояснил Селиванов в разговоре с CNews. – Во-вторых, эта инициатива будет способствовать более качественному и полному сбору данных, что означает лучшее понимание потребностей граждан при создании сервисов в области здравоохранения на ЕПГУ. Также клиникам будет проще обмениваться данными о пациентах, что обеспечит преемственность лечения».

Твердые копии будут выдавать по первому требованию

Приложение к упомянутому выше приказу Минздрава определяет порядок выдачи документов на бумажном носителе, подтверждающих содержание электронных медицинских документов.

Так, в случае, если законодательством или договором об оказании медуслуг предусмотрено предоставление медицинской документации пациенту, его представителю или в государственный орган в бумажном виде, медорганизация обязана по запросу изготовить твердую копию за свой счет. При личном обращении пациента или представителя бумажную копию ему должны выдать в тот же день. Госорганам в бумажном виде документ в общем случае предоставляется в течение 10 дней. Важно отметить, что в бумажной копии не допускается внесение рукописных изменений.

«Цифровые аборигены» к 2025 г. займут 75% рабочих мест. Что надо предпринять?
Новое в СХД

Кроме того, пациент имеет право потребовать, чтобы его медицинскую карту и прочие документы вели в бумажном виде. Для этого пациенту необходимо подать соответствующее заявление в простой форме.

Отличия от предыдущей версии документа

В конце июля 2020 г. Минздрав представил проект нормативного акта для организации цифрового документооборота в здравоохранении. Он, в частности, предполагал обеспечение доступа граждан к своим электронным медицинским записям и медкартам посредством портала госуслуг (ЕПГУ).

Новая, отредактированная версия документа, которую 12 января 2021 г. одобрил Минздрав, «похудела» на один раздел – их теперь семь вместо первоначальных восьми. Из финальной версии был исключен раздел «Предоставление доступа к медицинской документации в форме электронных документов», который как раз и включал описание порядка получение пациентами доступа к собственным медицинским данным в электронном виде.

Кроме того, еще на этапе общественного обсуждения был исключен исчерпывающий перечень форматов файлов, разрешенных для применения в медицинском электронном документообороте. Ранее документ предписывал использование форматов PDF/A-1 в соответствии с международным стандартом ISO 19005-1:2005 «Управление документацией. Формат файлов электронных документов для долгосрочного сохранения» или XML в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/HL7 27932-2015 «Информатизация здоровья. Стандарты обмена данными. Архитектура клинических документов HL7. Выпуск 2».

Также были внесены некоторые уточнения, касающиеся случаев использования усиленной квалифицированной подписи при заверении медицинских документов.

Дмитрий Степанов

Короткая ссылка