Спецпроекты

Московский транспорт перейдет на большие данные

Интеграция ИТ в госсекторе Умные города

Инновационный центр «Безопасный транспорт», созданный год назад в рамках Московского метрополитена, объединяет разработчиков решений для работы с цифровыми технологиями. В рамках первой стратегической сессии инновационного центра прошло обсуждение новых технологий, предлагаемых российскими компаниями, а также уже реализованных центром инициатив.

Сообщество вокруг «Безопасного транспорта»

Инновационный центр «Безопасный транспорт» начал создание сообщества экспертов и разработчиков для обмена идеями и опытом по использованию современных технологий в решении различных транспортных задач для Москвы. В рамках сообщества объединятся как те компании, которые уже работают с «Безопасным транспортом», так и новые участники. На состоявшейся первой стратегической сессии центра представители компаний ABBYY, «Максима телеком», «Яндекс.Такси», Avito, «Программный продукт» и др. поделились своим видением необходимых технологических изменений на транспорте в Москве, обсудили роль технологий в формировании новых инновационных сервисов и предложили идеи для персонализации взаимодействия города с его жителями.

Большие данные меняют коммуникации

Идея создания центра родилась в августе 2018 г. Основная цель этой инициативы – трансформация взаимодействия с пассажирами, вывод коммуникаций с горожанами на новый, персонализированный уровень. Достичь поставленных целей помогает анализ больших данных. Инновационный центр имеет возможность работать с данными подведомственных департаменту транспорта организаций, выполняя свои исследования, проверки гипотез, делая работу по построению сегментов для таргетированных коммуникационных компаний.

«Мы собираем достаточно много разнородных деперсонализированных данных о пассажирах и на основе анализа можем адресно сообщать горожанам важную информацию, – поясняет руководитель Инновационного центра Юрий Емельянов. – Сценарии могут быть самые разные. Например, часто возникают изменения маршрутов, ремонты, перекрытия движения в связи с какими-то событиями, мероприятиями. Анализируя данные, мы можем персонализировано информировать об изменениях тех пассажиров, которые часто двигаются по этим маршрутам».

Проекты инновационного центра

Есть в копилке Центра и более масштабные проекты, например анализ удовлетворенности районов города Москвы в пользовании наземным транспортом. Эксперты центра проводили многочисленные опросы по этой тематике, анализировали результаты и формулировали по итогам инициативы по изменению маршрутов, расписания и остановок. Эти инициативы Центр выносит на различные управляющие комитеты, проводимые в рамках транспортного комплекса и в случае утверждения, реализацией их занимаются подведомственные организации. Обратная связь по реализованным инициативам снова поступает в инновационный центр, где оцениваются результаты работ и степень удовлетворенности граждан. Эта программа стартовала в марте 2018 г. и на данный момент показала себя достаточно успешной. Сейчас Центр активно принимает участие в аналогичной программе для Московского Метрополитена.

Отдельный интерес представляет проект Центра по аналитической поддержке мероприятий в рамках Чемпионата Мира по футболу. Эксперты центра анализировали пассажиропотоки в дни матчей, проводившихся на московских стадионах («Лужники», «Спартак», фан-зона на Воробьевых горах), в кратчайшие сроки после игры реализовали опросы удовлетворенности и вырабатывали рекомендации для оптимизации нагрузки на транспортную систему города и более эффективной организации транспортного обслуживания.

Оценка распределения нагрузки на стадион «Лужники». Фрагмент аналитического отчета по матчу Россия – Саудовская Аравия, состоявшегося 14 июня, в день открытия чемпионата

Отдельным направлением работы центра стала поддержка мобильных приложений для граждан. «Безопасный транспорт» сотрудничает с рядом разработчиков, в том числе компанией «Инфокомпас», разрабатывающей приложение «Помощник Москвы». «Мы стараемся поддерживать инициативы по созданию различных сервисов на основе мобильных приложений для граждан. Для нас это один из каналов коммуникации с населением города, – рассказывает Юрий Емельянов. – Например, эксперты Центра совместно с разработчиками мобильного приложения «Помощник Москвы», ведут работу, направленную на улучшение алгоритма распознавания государственного регистрационного знака». Перед Инновационным центром стоит много амбиционных задача на предстоящий 2019 г.



Взгляд месяца

Идея внутренней разработки себя не оправдала

Наталия Оржевская

директор центра управления командами, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка