Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Зачем нужен легальный софт?

Россия по-прежнему остается страной с одним из самых высоких уровней пиратства. Однако этот показатель стабильно сокращается уже несколько лет. По данным IDC, только по итогам 2005 года, он снизился на 4%. И если крупный бизнес давно перешел на легальное ПО, то предприятия СМБ делают только первые шаги. Что движет этими компаниями?

Согласно ежегодному глобальному исследованию уровня компьютерного пиратства, проводимого Ассоциацией производителей ПО (BSA – Business Software Alliance) и IDC, по итогам 2005 года доля нелицензионного ПО на мировом рынке практически не изменилась и составила 35%. В денежном выражении ущерб от его использования, по оценкам BSA и IDC, достиг $34 млрд. Согласно исследованию, доля пиратского софта сократилась в половине из 97 рассматриваемых стран, а возросла в 19 из них.

Примечательно, что российский рынок показал весьма значительное сокращение данного показателя. Если по итогам 2004 года уровень использования нелицензионного софта в России достиг 87%, то за отчетный период он составил 83%. Любопытно, что по этому показателю Россия находится практически на одной строчке с Нигерией – 84% по итогам 2004 года. Как считают BSA и IDC, в денежном эквиваленте ущерб от использования пиратского софта в нашей стране по итогам 2005 года превысил $1,6 млрд.

Чьи 4%?

Учитывая невысокие темпы снижения уровня компьютерного пиратства в России за последние годы, 4% по итогам 2005 года – достаточно высокий результат. В связи с этим, интересно рассмотреть, какие тенденции и инициативы привели к нему. Для начала нужно определиться с пользователями. Можно выделить несколько ключевых групп: 1) компании, которые не могут различить пиратский и лицензионный софт – таких с каждым днем все меньше; 2) компании, которые приобрели пиратский софт, будучи уверенными в его легальности – таких сегодня насчитывается значительное количество ввиду огромного числа полулегальных фирм "компьютерной помощи"; 3) компании, которые принципиально не готовы платать деньги за ИТ или переплачивать за продукт, когда его можно купить нелегально; 4) компании, которые тиражируют приобретенный легальный софт на масштабы, превышающие разрешенные лицензией. Кроме того, безусловно, есть еще огромный пласт домашних пользователей ПК, которые вообще практически не хотят платить за лицензионное ПО ввиду на первый взгляд невысоких рисков при его использовании.

Итак, чем же обусловлены "4% легализации"? Очевидно, что крупный бизнес даже в России достаточно давно и успешно применяет лицензионный софт, и факт его приобретения и соответствующих финансовых затрат уже не является здесь предметом дискуссии. Таким образом, основными "злостными неплательщиками" являются предприятия среднего и малого бизнеса, а также домашние пользователи ПК. Очевидно, что указанные выше "4% лицензионной победы" приходятся в своей подавляющей части именно на эти две группы пользователей программного обеспечения. Рассмотрим их подробнее.

Средний, но не малый

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Основным движущим фактором использования только лицензионного софта в крупных компаниях является вопрос деловой репутации и финансовой ответственности. Многие холдинги торгуются на фондовом рынке, проходят регулярный аудит, и использование пиратского ПО – прямой удар по репутации и, соответственно, падение инвестиционной привлекательности. И даже для непубличных крупных фирм эта проблема очень актуальна, так как они также регулярно подвергаются соответствующим проверкам контролирующих органов. Кроме того, сервис и гарантии, предоставляемые пользователям лицензионного ПО для представителей крупного бизнеса просто необходимы – это элементарный вопрос разделения рисков.

С предприятиями СМБ несколько сложнее. Еще до недавнего времени многие из них в нашей стране существовали на полулегальном положении, например, в плане налогового законодательства, и зачастую вопрос использования пиратского ПО просто не рассматривался. Не потому что он не интересен, а потому что существуют куда более серьезные проблемы. Здесь стоит оговориться, что использование нелицензионного ПО - также нарушение закона, но оно не выделено так четко в силу отсутствия "громких" дел, жестких проверок, неукоснительно следования букве закона и т.д. Все это формирует в глазах потребителей образ безнаказанности – "да, нехорошо, но что мне будет?". Вместе с тем, за нарушение авторских прав законом предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет. С экономическим ростом России, наблюдающимся в последние годы в первую очередь из-за огромной сырьевой конъюнктуры, средний бизнес значительно "подтянулся" по сравнению с состоянием 5-7 летней давности. Теперь это сформировавшийся сегмент, представители которого после решения налоговых и финансовых вопросов всерьез задумались о репутации. Любопытно, что и соответствующие контролирующие органы заметно активизировались за прошедший год. Так, в конце 2005 года МВД провело операции "Сеть" и "Контрафакт" по проверке розничной торговли. В результате было проверено более 15 тыс. торговых предприятий, а по итогам проверки возбуждено 364 уголовных дела. По данным генеральной прокуратуры, в 2005 году по ст. 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав) было возбуждено 2924 дела, из них в суд передано 2105 дел. Эти цифры в полтора раза превышают показатели 2004 года.

Тем не менее, для компании, задумывающейся над своей репутацией, использование лицензионного софта становится необходимостью. И, если для крупного бизнеса эту необходимость не обязательно глубоко укоренять в сознании (она уже создана априори), то предприятиям среднего бизнеса хочется получить веские доказательства в пользу применения лицензионного софта. Как мы уже упоминали, ключевым из них является репутация. Если это доказательство принято в качестве убедительного, то в "игру" вступают сервис и безопасность.