Разделы

Интернет Веб-сервисы

Управление 2001 = автоматизация + информатизация

19 октября в Москве завершила работу Пятая выставка-конференция "Управление 2001", ежегодно проводимая при поддержке мэрии города. Список участников не оставляет сомнений в том, что роль современных информационных технологий в управленческом процессе коммерческих и государственных организаций существенна: выставка, посвященная современному менеджменту, сегодня почти неотличима от выставок, объединяющих поставщиков информационных компьютерных систем. Совершенствование управления сегодня невозможно без обеспечения его информационной составляющей - похоже, эта задача становится основной. Внедрять или не внедрять ERP-систему на предприятии? На какой системе остановить свой выбор? Как правильно организовать процесс внедрения комплексной системы информатизации? Именно на эти три основных вопроса пытались дать ответ большинство выступавших в ходе конференций и семинаров выставки.

Первый вопрос, пожалуй, оказался наиболее сложным для выступающих. Говорить об экономическом эффекте от внедрения супердорогой системы планирования ресурсов предприятия (ERP) до сих пор отваживаются немногие. Уж слишком трудно сосчитать доход, извлекаемый не напрямую, а косвенно. По словам аналитика компании Accenture Сергея Коровина, речь в данном случае идет не только о снижении операционных издержек, но, прежде всего, об улучшении достоверности и доступности данных на предприятии. Важность этого фактора в бизнесе показал на примере Владимир Демин, президент компании Columbus IT Partner: "До внедрения на одном предприятии ERP-системы менеджмент этой компании был уверен, что одна из их продуктовых линеек является наиболее рентабельной. Именно на этой линейке и делался основной акцент в бизнес-стратегии. После внедрения информационной системы оказалось, что точная себестоимость продукции, входящей в данную линейку, гораздо выше, чем предполагалось ранее, соответственно, и рентабельность оказалась значительно ниже. Это было сюрпризом для руководителей компании. Бизнес-стратегия после этого была, естественно, скорректирована".

Естественно, преимущества системы не ограничиваются исключительно улучшением достоверности и доступности данных. Для многих предприятий, решившихся на внедрение полноценной системы, одной из основных целей является стремление структурировать собственные бизнес-процессы. Внедрение ERP-системы, по мнению выступавших, дает реальный шанс предприятию перейти на новые управленческие технологии, проверить, обладает ли компания необходимой оперативной гибкостью. Кроме того, это хороший тест для лояльности персонала к инновациям. Верность подобного подхода подтверждают и консультанты: "Только внедрение ERP-системы способно дать лишь 20% от возможного эффекта, - говорит Сергей Коровин - Гораздо больший эффект способно принести одновременное совершенствование бизнес-процессов на предприятии".

Другие факторы, влияющие на успех внедрения корпоративной информационной системы, назвали сами предприятия. Так, в ходе опроса выяснилось, что, по мнению клиентов, главным является выбор партнера по внедрению. На втором и третьем месте по важности были названы выбор программного обеспечения и единое руководство проектом. Судя по всему, объединить эти составляющие удается немногим. "Успешных проектов внедрения в России сегодня очень мало, - говорит Владимир Демин - Основная проблема - недостаточное время, отведенное заказчиками на внедрение". Когда внедрение длится 9 месяцев или год и в течение всего этого периода заказчик не видит никакого ощутимого результата, то у него возникает оправданное беспокойство. Трудно ему объяснить, что правильное внедрение системы основывается на итогах кропотливой работы консультантов, изучающих действующие на предприятии бизнес-процессы и предлагающих пути их совершенствования. Так, внедрение - это на 3/4 структурирование бизнес-процессов. В ходе выступлений докладчики предлагали решить данную проблему путем разбиения процесса внедрения на результативные этапы, что позволит "снять боль у заказчика". Что же касается "боли", то у заказчика ее хватает и без того. Среди основных сложностей (помимо гигантских сроков) на пути внедрения были названы:

  • сложность связывания бизнес-процессов;
  • противодействие новому на каждом этапе со стороны персонала компании;
  • малая полезность результатов подготовительных этапов для компании (к которым относятся практически все работы до этапа обучения пользователя);
  • большое количество согласований с различными отделами и службами;
  • постоянные изменения в бизнес-процессах;
  • вариативность способов решения задач;
  • склонность участников проекта к изобретательству.

В ходе дискуссии на одном из семинаров корреспондент CNews.ru стал свидетелем жаркого спора по поводу необходимости конкуренции между поставщиками на всех этапах внедрения системы. По мнению Галины Хомяковой ("Центр исследований экономических систем"), только благодаря конкуренции на каждом из этапов можно повысить эффективность от внедрения корпоративной информационной системы. Практики-внедренцы поспешили не согласиться с этим выводом теоретика: "Конкуренции на этапе внедрения быть не может, - заявил Андрей Крылович (TopS). - Если вы уже остановили свой выбор на каком-либо поставщике, то ему нельзя мешать. На этом этапе конкуренция губительна".

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Последний важный вопрос "Чье ПО лучше?" уже в силу своей специфики был наиболее дискутируемым. От легких намеков на несовершенство систем конкурентов выступавшие переходили к более прямым формулировкам: "Любая функциональная локализация иностранного поставщика обязательно должна соответствовать двум вещам, - говорит Елена Дворникова ("Цефей"). - Прежде всего, речь идет о необходимости учета российского законодательства и второе - необходимо соответствие алгоритма продукта российской системе расчетов. Со многими иностранными вендорами у нас есть расхождения по этому вопросу". Поспорить со специалистом опять взялся Андрей Крылов. "Не ждите российских локализаций иностранных систем. Это нереально, - заявил эксперт, обращаясь к потенциальным заказчикам ERP-систем. - К 2005 году Россия переходит на международные принципы бухучета, которые уже сейчас предусмотрены в системах иностранных поставщиков".

Форум на выставке "Управление-2001" в очередной раз подтвердил, что компании, решившей вступить на путь информатизации, приходится решать массу серьезных проблем. Радует то, что несмотря на это, все больше игроков отваживаются принимать болезненные решения о внедрении ERP-систем, осознавая их очевидную необходимость в условиях современного бизнеса.