Разделы

Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Независимые рейтинги - рекламные придатки магазинов?

Немало опасностей грозит покупателю онлайнового магазина. Заказы, которые никогда не приходят, исчезающие счета, ленивая служба доставки, проблемы с безопасностью персональной информации, и много других мелких и крупных неприятностей. Но на защиту прав покупателя готовы выступить честные, объективные и независимые рейтинговые сайты. Они готовы объяснить покупателю, где его могут обмануть, где могут прислать его девушке цветы на новый год вместо дня рождения, а где, наоборот быстро и безопасно обслужат. Такого рода сайты уже давно существуют в Америке и Европе и с недавнего времени стали появляться у нас. Однако их независимость и объективность - под большим вопросом.

А судьи кто?
Самый главный вопрос, который приходится задавать себе создателю такого рода сайта - "Где я буду брать информацию?" Авторы старейшего и одного из самых авторитетных в мире сайтов такого рода BizRate составляют рейтинги на основе отзывов покупателей. Когда человек делает покупку в магазине, являющемся партнером BizRate, ему предлагается ответить в специальном всплывающем окошке на несколько вопросов- как ему понравился дизайн сайта, его структура, ассортимент товаров и проч., после этого через несколько дней покупатель получает e-mail с новой порцией вопросов: как сработала служба доставки, нет ли у него претензий. Эта система имеет два очевидных недостатка. Во-первых, сама процедура заполнения анкеты - занятие утомительное и способное вывести из себя многих покупателей. Второй недостаток такого метода - это то, что принимается в расчет только мнение людей, которые все-таки сделали покупку. А мнение покупателя, который пару часов безуспешно бродил по сайту в поисках какой-нибудь вещи и так и не нашел ее из-за неудачной структуры магазина, не учитывается. Так же как и мнение человека, который сразу ушел с сайта, скажем, из-за того, что текст написан розовым на желтом фоне:

Видимо по этой причине подавляющее большинство коммерческих ресурсов в рейтинге bizrate.com оценены достаточно высоко. По "пятизвездочной системе" ниже трех звездочек в общем рейтинге не получил никто. И это из более 1000 различных онлайновых коммерческих ресурсов. Это все, конечно, здорово, но тогда не совсем понятно, зачем вообще создавать рейтинг, если все различия участников в нем сводятся к различию между "хорошо" и "отлично".

Авторы другого достаточно известного рейтинга Shop Online 123 пошли по другому пути: они нанимают аналитиков для оценки интернет-магазинов. Эти люди делают заказ, получают покупку, а потом объективно оценивают, как с ними обошлись в данном магазине. Покупку, естественно, потом возвращают назад. Как ни странно, результат получается примерно тот же , то есть большинство магазинов также оцениваются очень высоко.

Кто оплачивает банкет...
Первая мысль, которая возникает в этой связи - "а не получают ли они деньги за положительные обзоры?". Получают, только не за сами обзоры, а за направленных в магазин посетителей. При этом представители всех сайтов-классификаторов в один голос заявляют, что это ни в коей мере не влияет на их беспристрастность. Как утверждают, например, представители сайта Shop Online 123, они получают деньги от интернет-магазинов, но только за "промоушен", и только после того, как аналитический материал о магазине был помещен на сайте. Верить этому, или нет, остается на ваше усмотрение.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Самый простой способ составить рейтинг интернент-магазинов - просто предоставить людям возможность оценить тот или иной ресурс внутри самого рейтинга. Таким способом пользуется, например, сайт reselleratings. При этом объективность такого голосования также вызывает серьезные сомнения, так как для администрации магазина не составляет проблем зарегистрироваться много раз под разными аккаунтами и накрутить свой рейтинг до максимума. Представитель reselleratings.com Скотт Вейнер (Scott Wainner) утверждает, что это случается редко, однако, по его словам, недавно сайт "застукал" менеджеров одного магазина за "нехорошим делом" и в качестве наказания понизили рейтинг их магазина до нуля. Впрочем, эти уверения не внушают доверия: неизвестно, сколько "непойманных" приходится на одного пойманного.

Сделано в России
Из российских рейтингов можно упомянуть megastock (каталог ресурсов, использующих платежную систему WebMoney Transfer, где рейтинг магазина определяется по количеству текущих транзакций) , портал "Пирамида" и сайт эффектным названием goodshops.ru. На этих ресурсах есть "рубрикатор" с разделением коммерческих веб-ресурсов по категориям и возможность оценить тот или иной ресурс по "звездной" системе. Недостатком этих ресурсов является небольшой объем базы данных. Пока что сложно говорить о каком-то влиянии, которое эти сайты оказывали бы на потенциальных покупателй. Роль сайтов-посредников у нас пока что играют традиционные каталоги, такие как List, SpyLog, Stars и Rambler. Вероятно, ситуация когда-нибудь изменится в пользу специализированных рейтингов, но когда это произойдет, никто не знает.