Кто есть кто на рынке ИТ Урала
Уральский рынок высоких технологий – один из наиболее динамично развивающихся в регионе, - давно нуждался в качественном анализе. Ассоциация АКСИТ, объединяющая ИТ-компании уральского региона, составила рейтинг по собственной методике, учитывающей основные направления бизнеса. Результат оказался неожиданным: в лидерах оказались не крупные компании, а средние и небольшие.Участники рейтинга
В рейтинге приняли участие ИТ-компании, работающие в уральском регионе. Это - Свердловская, Челябинская, Пермская, Курганская и Тюменская область, а также Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округи. 33 компании откликнулись на предложение АКСИТ и заполнили анкеты.
Совокупный оборот участников рейтинга за 2004 год составил почти 8 млрд. руб. (далее все данные приводятся за 2004 год). Это более 80% от общего оборота всех компаний Свердловской области и более 50% уральского региона. Общее количество сотрудников компаний превысило 2,8 тыс. человек.
Основной идеей рейтинга было сопоставление сравнимых показателей, т.е. оценка компаний в одинаковых видах бизнеса. Вопросы выделения сегментов бизнеса стали основополагающими в разработке методики рейтинга.
Для оценки были выбраны 9 сегментов:
- реализация (поставка) компьютерного, телекоммуникационного оборудования, периферии, ПО и лицензий корпоративным клиентам;
- реализация компьютерного оборудования собственного производства;
- реализация ПО собственной разработки (в данном разделе рейтинга приняли участие компании занимающиеся продажей «коробочного» ПО собственной разработки;
- разработка и внедрение информационных систем, разработка ПО, работы по внедрению информационных систем (консалтинг, адаптация, поддержка, сопровождение, обучение), в том числе реализация лицензий ПО для этих систем;
- системная интеграция, это услуги по внедрению и развитию информационных инфраструктур, в том числе оборудование и ПО для этих услуг;
- строительство кабельных и телекоммуникационных сетей, это услуги по строительству сетей и телекоммуникаций, в том числе материалы и проектные работы;
- ремонт вычислительной техники и периферии;
- розничная реализация компьютерного, телекоммуникационного оборудования, периферии и ПО (это продажи товаров в компьютерных магазинах физическим лицам за наличный расчет через кассовый аппарат;
- дистрибуция, поставка оборудования, комплектующих, ПО дилерам, т.е. неконечным пользователям.
Как составлялся рейтинг
Как нам объяснили в АКСИД, компании не были заинтересованы в публикации показателей своей деятельности, опасаясь налоговых проблем, поэтому было решено отказаться от простого сравнения объемов продаж, включив понятия выработки на сотрудника и среднего бюджета заказчика. Введены были так же показатели величины управляемой компании, эффективности торговых площадей, количества лицензий. Бальная система рейтинга позволила привести разные показатели к сравнимым величинам, придав им весовые коэффициенты в единой формуле расчета.
Общая выручка в направлениях: системная интеграция, строительство кабельных и телекоммуникационных сетей, разработка и внедрение информационных систем была разделена на части от работ по внедрению, продаж «железа», ПО и лицензий. Каждая из них была переведена в баллы и им были присвоены различные весовые коэффициенты. Это было сделано для более корректного и объективного сравнения компаний. Например, очень часто компании считают себя «крупными системными интеграторами» занимаясь элементарной поставкой оборудования.
Расчет в сегменте «реализация компьютерного оборудования» отталкивался не от выручки, а от количества произведенного оборудования в штуках, так как стоимость проданного оборудования не характеризует в полной мере объем производства компьютеров.
В каждом сегменте расчет велся по формуле, в которой учитывались следующие показатели: годовой оборот, выработка на одного сотрудника, средний бюджет заказчика, эффективность торговых площадей (для розницы), количество лицензий на проведения работ или оказания услуг. Для этого компания-участник рейтинга присылала анкету с данными по обороту, общему количеству сотрудников, количеству работающих в каждом сегменте, площади торговых площадей, количеству клиентов в каждом сегменте и числу лицензий у компании.
Показатели были переведены в баллы для сравнения сопоставимых величин, им были приданы весовые коэффициенты, оказывающие влияние на конечный результат. Данные переводились в баллы следующим образом: за основу был взят числовой показатель, которому ставилось в соответствие определенное количество баллов.
В формулу расчета так же были введены показатели количества клиентов (в сегменте “Дистрибуция”) и масштаба компании. Этим показателям были присвоены коэффициенты. Например, чем больше количество работников в компании (большая компания подразумевает более зрелую систему управления, а это, по нашему мнению, повышающий фактор), тем больше коэффициент управления и соответственно его влияние на конечный результат. Или, например, большое количество клиентов в сегменте “Дистрибуция” повышало коэффициент, тем самым улучшая конечный результат по сравнению с другими фирмами.
Система перевода данных в бальную систему позволила компаниям раскрыть свои реальные показатели, так как многие фирмы не очень любят публиковать свои финансовые отчеты в открытой прессе.