Разделы

Интернет Интернет-ПО

Какой e-learning нужен российскому бизнесу?

В западных компаниях для подготовки сотрудников активно используются системы электронного обучения. В свою очередь, в нашей стране не так много информации о развитии этой отрасли. Какие формы e-learning используют отечественные компании? Насколько это эффективно? Что мешает внедрению? Исследование рынка, проведенное компанией "Амплуа-Брокер", попробует ответить на эти вопросы.

По мнению опрошенных специалистов, качественный курс электронного обучения должен быть интересным, простым и информационно полным. А системе управления обучением следует обладать такими характеристиками, как гибкость, удобство администрирования и использования, быстрота и надежность.

Интересно, что российские компании все еще часто предпочитают самостоятельно решать вопросы функционирования ЭО. Более половины участников исследования сами разрабатывают электронные курсы или в значительной степени участвуют в разработке. Провайдер, как правило, осуществляет ИТ-поддержку, хостинг, внедрение системы.

Среди лидеров рынка систем электронного обучения в России можно выделить WebSoft, Competentum и "Новый Диск".

Помимо всего прочего, растет интерес к авторским средствам. Это связано со стремлениями компании создавать некоторые курсы самостоятельно, силами функциональных подразделений. Респонденты заявили о желании обучать своих специалистов использованию авторских средств с целью самостоятельной разработки учебных курсов.

Каковы бюджеты на ЭО?

В рамках исследования выяснилось, что наибольшее число респондентов имеет годовые (за 2008 г.) бюджеты на обучение и развитие персонала от 24 до 72 млн рублей. Помимо этого, более одной пятой части опрошенных компаний (22%) либо не имеют выделенного бюджета на электронное обучение, либо он не определен.

Бюджет на обучение, 2008

По данным исследования, компании выделяют на e-learning от 0,5% до 20% от всего бюджета на обучение и развитие персонала, при этом сам показатель зависит от стадии развития ЭО в той или иной организации.

Как оказалось, 47% респондентов считают, что бюджет, выделяемый на электронное обучение, в течение 3-х лет увеличится, и лишь 2% предполагают, что он уменьшится.

Исследование также выявило, что 38% опрошенных компаний отмечают снижение издержек на обучение персонала с внедрением электронного обучения.

Одной из задач, поставленных перед авторами исследования, была попытка оценить объем и емкость российского рынка e-learning. Однако она вызвала большие сложности, связанные с отсутствием статистики продаж продуктов ЭО и большим разбросом в оценках экспертов.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Тем не менее, объем рынка электронного обучения в России можно оценить в примерную сумму от 110 до 150 млн долларов США.

Каковы преграды внедрения ЭО?

Основные факторы успеха электронного обучения в компании ясны только для 57% участников исследования. По их мнению, это качественный продукт и успешный внутренний пиар ЭО в компании. Помимо этого, активному использованию e-learning способствует наличие широкой региональной сети и поддержка со стороны топ-менеджмента компании.

Основными проблемами внедрения систем электронного обучения респонденты называли: недоверие со стороны служащих компании, недостаточную мотивацию сотрудников к использованию e-learning и низкое качество ЭО. Как оказалось, предлагаемые продукты зачастую не соответствуют ожиданиям потенциальных заказчиков, поэтому внедрение ЭО в компании происходит медленно.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Исследование показало, что оценка эффективности ЭО до сих пор не является для российских компаний обязательным процессом. Так, более трети респондентов вообще не занимаются этим вопросом. В остальных случаях используются самые разные методы, наиболее популярными являются удовлетворенность сотрудников и тестирование. Стандартов измерения эффективности ЭО нет ни у одной компании.

Резюмируя результаты исследования, можно сказать, что рынок электронного обучения в России находится на начальной стадии развития и имеет большой скрытый потенциал.

Можно также ожидать, что в связи с текущей экономической ситуацией компании будут больше внимания уделять сокращению расходов и эффективности использования средств на обучение, что неизбежно приведет к уменьшению количества очных тренингов и смещению бюджетов в сторону электронных форм обучения.

Никита Суров