Какой e-learning нужен российскому бизнесу?
В западных компаниях для подготовки сотрудников активно используются системы электронного обучения. В свою очередь, в нашей стране не так много информации о развитии этой отрасли. Какие формы e-learning используют отечественные компании? Насколько это эффективно? Что мешает внедрению? Исследование рынка, проведенное компанией "Амплуа-Брокер", попробует ответить на эти вопросы.По данным, полученным в ходе исследования, около трети опрошенных компаний (34%) являются новичками в этой сфере: они только начали внедрять систему электронного обучения (ЭО). Еще 6% лишь планируют использовать e-learning.
Среди компаний, активно пользующихся данным видом обучения, большая часть (30%) практикует e-learning от 1 до 3 лет.
Наиболее "опытными" отраслями с точки зрения внедрения ЭО являются горно-металлургическая (здесь есть компании, использующие ЭО более 5 лет), страхование и ИТ/Телекоммуникации.
E-learning чаще всего применяется для обучения сотрудников компании продуктам, ИТ-приложениям, процедурам и регламентам.
Опыт использования электронного обучения
Источник: Competentum, 2008
Как показало исследование, в России при помощи e-learning чаще всего осуществляется обучение среднего менеджмента (45%), линейного персонала и специалистов.
Об исследовании:
Компания "Амплуа-Брокер" при спонсорской поддержке компании Competentum в период с апреля по июнь текущего года провела исследование рынка корпоративного ЭО в России. Перед исследованием были поставлены следующие задачи: дать объективный срез состояния рынка, потребностей российских компаний и новых тенденций в области использования электронного обучения.
Участниками исследования стали 76 компании корпоративного сектора (из них 82% - российские организации и 17% - российские представительства западных компаний). Оборот компаний, участвовавших в опросе, в среднем выше 9,4 млрд руб., количество сотрудников - от 5000 и более.
Большинство респондентов – руководители корпоративных учебных центров и менеджеры по обучению и развитию персонала. 52% респондентов лично заполнили анкету, остальная часть опрашивалась в ходе личного или телефонного интервью.
Почти у половины компаний-респондентов (44%) под задачи ЭО выделен отдельный менеджер, у 34% эти функции отданы сотрудникам отдела обучения и развития или департаменту отдела персонала.
Стоит отметить следующий факт: довольно большое число респондентов считают, что ЭО не может полностью заменить очное обучение, однако многие используют e-learning как дополнение к основному (формат blended learning).

Еще один интересный результат касается оценки эффективности электронного обучения в компаниях. Исследование показало, что в большинстве организаций не поставлен процесс измерения эффективности e-learning. Более трети компаний вовсе не оценивают ее, а самым популярным методом контроля является тестирование после курсов.
Какие компоненты ЭО используют компании?
Как выявило исследование, наиболее распространенными компонентами ЭО являются электронные курсы и системы управления обучением (СДО, LMS). Лидеры по популярности - курсы по продуктам, курсы по Induction и ценностям компании, курсы по изучению ИТ-систем.
Наталия Соболева: В современной экономической ситуации альтернативы применению электронных форм обучения нет
На вопросы CNews ответила Наталия Соболева, генеральный директор компании Competentum.
CNews: Почему компания Competentum приняла решение о спонсировании исследования рынка?
Наталия Соболева: Компания Competentum уже более 15 лет занимается разработкой продуктов для электронного обучения и намерена расширить спектр своих предложений в России. Но российский сегмент корпоративного электронного обучения мало изучен, нам хотелось получить объективную картину происходящего на рынке и выявить тенденции, скрытые потребности потенциальных и уже существующих клиентов