Разделы

Интернет Интернет-ПО

Какой e-learning нужен российскому бизнесу?

В западных компаниях для подготовки сотрудников активно используются системы электронного обучения. В свою очередь, в нашей стране не так много информации о развитии этой отрасли. Какие формы e-learning используют отечественные компании? Насколько это эффективно? Что мешает внедрению? Исследование рынка, проведенное компанией "Амплуа-Брокер", попробует ответить на эти вопросы.

Наталия Соболева: В современной экономической ситуации альтернативы применению электронных форм обучения нет

На вопросы CNews ответила Наталия Соболева, генеральный директор компании Competentum.

CNews: Почему компания Competentum приняла решение о спонсировании исследования рынка?

Наталия Соболева: Компания Competentum уже более 15 лет занимается разработкой продуктов для электронного обучения и намерена расширить спектр своих предложений в России. Но российский сегмент корпоративного электронного обучения мало изучен, нам хотелось получить объективную картину происходящего на рынке и выявить тенденции, скрытые потребности потенциальных и уже существующих клиентов.

Изначально планировалось проведение исследования собственными силами. Однако после внутреннего обсуждения мы пришли к выводу о необходимости привлечения для проведения исследования независимой компании – "Амплуа-Брокер", чей профессионализм хорошо известен в среде российских HR-специалистов.

CNews: Как и кто определял выборку респондентов? Почему были опрошены именно такие компании?

Наталия Соболева: Компанией "Амплуа-Брокер" к участию в опросе были приглашены представители крупных компании из различных отраслей экономики. К респондентам предъявлялись следующие требования: компанию должен представлять HR- специалист или сотрудник, отвечающий за обучение и развитие персонала; компания должна использовать электронное обучение или планировать в будущем его внедрение . Первое требование обусловлено тем, что именно директора учебных центров и руководители отделов обучения являются первичными пользователями систем электронного обучения в компаниях и обладают наиболее полной информацией о процессе обучения в компании.


Всего к принятию участия в исследовании были приглашены 163 компании, в итоге приняли 76. Разрыв между предполагаемым количеством респондентом и фактическим обусловлен следующими причинами: отказ компании принять участие в исследовании, ответ компании не пришел в срок, закрытость организации, в компании нет и не планируется внедрение электронного обучения.

Стоить отметить, что анкета была очень объемной, и мы выражаем благодарность компаниям-респондентам, согласившимся потратить свое время на ответы на вопросы исследования.

Все участники опроса получили полный вариант отчета об исследовании; Competentum в ближайшее время планирует серию семинаров по детальному обсуждению результатов.

CNews: Какие проблемы в области электронного обучения, на ваш взгляд, наиболее актуальны на данном этапе для компаний?

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Наталия Соболева: В целом исследование показало: потенциальный объем рынка электронного обучения велик, рынок находится в стадии развития - нынешнюю стадию его развития можно охарактеризовать как "незрелую".

Отмечу следующие подтверждающие факты. Так, компании не знают или по-разному понимают многие понятия электронного обучения, такие как адаптация электронных курсов, виды электронного контента и прочее. Помимо этого, существует большой разброс в ценовых ожиданиях на разработку электронных курсов в компании, нет понимания требований к хорошему e-learning курсу.

Мало кто из респондентов упоминает такую распространенную на Западе услугу, как хостинг систем управления обучением и электронных курсов. Заказчик, в свою очередь, за небольшим исключением, не осознает необходимость технической поддержки систем управления обучением. Помимо всего прочего, крайне мало компаний задумываются о методике оценки эффективности e-learning.

CNews: Обозначьте тренды российского корпоративного e-learning, выявленные в ходе исследования. Как вы их оцениваете?

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Наталия Соболева: Выявлено много интересных трендов, к примеру, рост спроса на авторские средства. При этом востребованы очень простые авторские средства, позволяющие создавать курсы без специальных навыков. Например, разработанное в нашей компании авторское средство Competentum.АВТОР позволяет очень быстро и собственными силами создавать курсы по специфичным для компании темам.

Другой тренд относится к увеличению бюджетов, выделяемых компаниями на электронное обучение. Нам кажется, что в сегодняшних экономических условиях многие компании возьмут курс на сокращение издержек, повышение эффективности использования бюджетов на обучение. В такой ситуации альтернативы применению электронных форм обучения мы не видим.