Разделы

Цифровизация ИТ в банках

ИТ в банках: задачи становятся конкретнее и сложнее

Для успешной конкуренции как с себе подобными, так и с альтернативными поставщиками финансовых услуг, банки вынуждены постоянно совершенствовать собственные ИТ. На поддержку компьютеров, ПО, телекоммуникаций, консалтинг в сфере информационных технологий приходится от 7% бюджетов проектов. Что же банки получают взамен? Ответ был дан на конференции «Банковская информатизация 2013», проведенной 17 сентября 2013 г. CNews Conferences и CNews Analitycs.

Виктор Золотов: Полнофункциональная СЭД/ECM-система есть у 30% банков из топ-20

По наблюдениям Виктора Золотова, исполнительного директора компании «Акелон» (генеральный партнер компании "Директум"), все чаще ECM-система рассматривается банками как инструмент для поддержки основного бизнеса.

CNews: Как вы оцениваете динамику рынка банковской информатизации в сфере документооборота в 2013 году? Какой функционал пользуется наибольшим спросом со стороны банков?

Виктор Золотов: Мы активно работаем с финансово-кредитными организациями: за текущий год подразделения, ответственные за продажи, провели порядка ста встреч и получили репрезентативную аналитику.

Положительный вывод – динамика развития есть, рынок развивается. Анализ выборки банков с рейтингом по капиталу от 20 места и выше показывает, что полноценная СЭД/ECM-система есть примерно у 30%, но чаще всего автоматизируется только делопроизводство, ОРД и управление поручениями.

Примерно 40% банков со стороны бизнеса пришли к осмысленному пониманию необходимости автоматизации документооборота. Побуждающим фактором является активность регулятора. Например, в этом году, вышло постановление 397-П (о порядке создания, ведения и хранения баз данных на электронных носителях), которое не осталось незамеченным рынком.

Банально растет число документов, как организационных, так и клиентских. Так, из года в год, увеличивается поток исполнительных листов, поступающих в банки, по каждому из которых в достаточно жесткие сроки необходимо подготовить и согласовать ответ. Перечисленные причины реактивны – банки на них реагируют, и пытаются закрыть очевидные проблемы. Взросление рынка наблюдается, прежде всего, в проактивной позиции отдельных игроков – они пытаются и добиваются реального повышения конкурентоспособности за счет внедрения современных инструментов. И такие примеры являются маяком для всех участников финансового сектора экономики.

Что останавливает эти 40% от внедрения? Базовая причина – отсутствие инициативных и компетентных сотрудников, готовых взять на себя ответственность. Второй по популярности причиной является сконцентрированность в текущий момент на других задачах – кто-то дорабатывает АБС, кто-то строит фронт-офисную систему, кто-то внедряет CRM-систему. Поскольку проекты часто затягиваются, бизнес проявляет осторожность и не взваливает на себя дополнительные задачи.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

CNews: Изменились ли требования банков, страховых компаний к функционалу СЭД в 2012–2013 годах? Какие новые аспекты являются важными для этих клиентов и почему?

Виктор Золотов: Изменились, но только в некоторых банках. Большинство по-прежнему воспринимают СЭД/ECM как инструмент для автоматизации делопроизводства и общего документооборота. Но примерно 20% банков за последние годы совершили революцию в своем восприятии. Главное, что изменилось – ECM стал рассматриваться как инструмент для поддержки основного бизнеса. Примером служит реализация клиентских и кредитных досье, которые уместнее всего реализовывать на ECM платформах. Многие бизнес-процессы оказалось эффективно «продлевать» на ECM. Возьмем в качестве примера кредитный процесс в корпоративном банке. Клиент и заявка на кредит появляется в CRM, но дальше заявку надо отправить на кредитный комитет. И как раз в ECM удобнее всего подготовить повестку и пакеты документов на рассмотрение, подготовить и согласовать протокол. Далее появится кредитный договор, который в корпоративном банке может быть индивидуальным и потребует сложного согласования – и это все тоже функции ECM.

Отвечая на этот вопрос, нельзя не упомянуть тему юридической значимости электронного документооборота между банком, государственными ведомствами, юридическими и физическими лицами. Практически все опрошенные банки видят в этой теме огромный потенциал, но понимания куда двигаться и как сделать первый шаг пока нет, да и законодательная база с правоприменительной практикой пока очень слабы. А перспективы действительно впечатляют – представьте себе оформление кредита для организации без единого бумажного документа. Больше не нужна канцелярия, не нужны архивы и логистика оригиналов, не нужны трудоемкие выборки документов для проверок – экономическая выгода колоссальна.

CNews: Как часто российские банки внедряют мобильные приложения для документооборота? Вообще, насколько востребован этот функционал, какие именно функции в сфере документооборота банки хотят видеть мобильными?

Виктор Золотов: Мобильность – это свершившийся факт в реальной жизни. Однако банки достаточно консервативны, что связано в первую очередь с безопасностью – мобильный доступ, чаще всего, слабо контролируем и уязвим, а это неприемлемо для финансовой организации.

Между тем подвижки есть, и понемногу мобильность отвоевывает свое место и в банках. Со стороны бэк-офиса очевидно желание иметь всю требуемую информацию на своих планшетах и смартфонах, ровно также, как они привыкли работать с почтой и облачными дисками. Со стороны фронт-офиса есть требования на доступ, прежде всего к клиентским досье. Например, менеджеру на выезде в офис к клиенту, разумеется, удобно иметь на планшете всю историю деловой переписки, кредитные досье, выписки из протоколов комитетов и т.д. И, конечно, со стороны топ-менеджмента не угасает интерес к специализированным приложениям на планшетах, позволяющих оперативно управлять бизнесом и контролировать показатели эффективности.