Ситуационные центры: от мониторинга к интеллектуальному прогнозированию
Еще недавно ситуационные центры воспринимались в первую очередь как центры мониторинга. Однако инструменты интеллектуализации дают возможность сделать их полноценными участниками процесса анализа и прогнозирования ситуации, средствами поддержки принятия решений. И, конечно, они должны строиться исключительно на базе российских решений. О том, как развиваются ситуационные центры в России, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Ситуационные центры 2025».
Николай Муравьев: В ситуационных центрах искусственный интеллект применяется для обработки больших объемов неструктурированных данных
Важной частью ситуационных центров стали аналитические системы, позволяющие обрабатывать поступающую в них информацию. Теперь к ним добавились решения на базе искусственного интеллекта. Какие возможности они несут с собой, рассказал Николай Муравьев, руководитель направления информационно-аналитических систем компании «ПолиАналитика».
CNews: Насколько «интеллектульными» стали сегодня ситуационные центры?
Николай Муравьев: Современные ситуационные центры активно развиваются, интегрируя новые технологии. Помимо традиционных методов предиктивной аналитики и анализа данных активно тестируются решения как на базе классических нейронных сетей (для решения задач рубрикации и извлечения данных из неструктурированных источников), так и с использованием больших языковых моделей (LLM) для взаимодействия пользователей с аналитической отчетностью и базами знаний.
Решения на базе LLM позволяют сократить трудозатраты на рутинные операции аналитиков по подготовке запросов или специфических визуализаций, отсутствующих в существующих аналитических решениях. Также применение LLM помогает повысить удобство использования аналитических систем руководителями за счет создания ИИ-ассистентов. Даже такие сложные задачи, как оценка тональности обращений граждан, теперь решаются с высокой точностью благодаря ИИ.
CNews: В каких процессах использование ИИ особенно востребовано?
Николай Муравьев: В ситуационных центрах искусственный интеллект и LLM, в частности, чаще всего применяется для обработки больших объемов входящих неструктурированных данных, например, сообщений в систему экстренных вызовов 112. ИИ оперативно классифицирует входящие обращения, распределяет их по назначению, а также подготавливает данные для последующего анализа традиционными аналитическими решениями, такими как BI-платформа Visiology. Все это позволяет автоматически строить аналитические отчеты для оценки качества (правильность опроса заявителей, манера общения) и скорости обслуживания граждан, что помогает оптимизировать процессы, сокращая время на принятие решений и снижая риск ошибок.
CNews: Какие ИИ-возможности есть в вашем решении?
Николай Муравьев: Для ситуационных центров мы предлагаем решение на базе отечественной платформы Visiology с использованием ИИ-ассистентов для аналитиков, позволяющие ускорить процессы создания аналитических запросов при построении дашбордов. Также проводится тестирование ИИ-ассистента в контексте работы с BI-платформой для работы руководителей.