Образовательные сервисы
В современной цифровой экономике (ЦЭ) все более важную роль начинает играть человеческий капитал, интеллектуальные ресурсы, образование, знания, умения, эрудиция и профессиональные возможности специалистов, занимающихся разработками новых проектов, новаторских, революционных, прорывных технологий, умных продуктов и сервисов. Поэтому дальновидные руководители компаний, организаций и стран придают столь большое значение обучению, повышению квалификации своих специалистов, от которых зависит развитие бизнеса, экономики.

Для этих целей уже существует множество методов и средств, базирующихся на компьютерных и информационных технологиях (ИТ), – это системы и сервисы электронного (компьютеризованного, онлайнового) обучения (см. «Цифровое образование и обучение»), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), открытые электронные университеты, системы мобильного, дистанционного, распределенного, интерактивного, практического, симуляционного обучения с использованием интернет-технологий.
Для обучения, повышения квалификации, освоения новых предметов и специальностей, в том числе для самообучения, университеты предлагают разнообразные курсы, аудио- и видеоматериалы, видеолекции, видеоконференции и др. Обучающиеся могут выбирать нужные им предметы, изучать их по собственным планам (без отрыва от производства, от основной работы), после чего проходить соответствующие тесты и сдавать экзамены для получения свидетельств, дипломов, сертификатов, подтверждающих успешное завершение обучения.
Подобная гибкость электронного обучения позволяет более широко его использовать специалистам и компаниям, заинтересованным в повышении уровней квалификации сотрудников, поскольку это способствует как личному карьерному росту специалистов, так и развитию бизнеса компании.
Кроме чисто теоретических знаний, электронное обучение дает возможность приобретения практических профессиональных навыков в условиях, приближенных к реальности, например, при помощи симуляторов, имитаторов, тренажеров. Это обязательный компонент профессиональной подготовки современных специалистов. По сути, это производственная (профессиональная) практика, проведение специальных занятий, тренингов под контролем (руководством) опытных преподавателей с целью как можно более быстрого приобретения навыков, необходимых для будущей работы. Однако сейчас на рынке онлайн-образования заметно растет и доля курсов, связанных не с профессией, а с хобби обучаемых. Растет также запрос на дистанционное школьное образование, тем более что теперь дистанционно можно не только учиться, но и сдавать экзамены.
Одним из интересных и перспективных направлений электронного обучения является так называемое метаобучение (meta-learning, learning-to-learn) – обучение человека тому, как нужно учиться, с освоением самых разных способов приобретения знаний и управления ими как самостоятельно, так и с преподавателями.
Почему это важно для бизнеса?
Общий объем рынка онлайн-образования в России, по данным независимых участников рынка, составляет p21 млрд. В наибольшей степени востребованы курсы в области ведения бизнеса и работы с финансами, а также обучение программированию. В этой статистике не учитывается учеба россиян в западных онлайновых учебных центрах и университетах, а также внутрикорпоративное онлайн-обучение. Чтобы не отстать от развития современных технологий, каждый сотрудник компании должен от 3 до 5 рабочих дней в год проходить обучение на очных или онлайновых курсах повышения квалификации, как это делается в США. Это вложение в нематериальные активы. Рынок образовательных сервисов в мире быстро расширяется (+23% в год в течение 2012-2017 гг.), но его доля в общем мировом рынке образовательных услуг (его объем составляет $4,5-5,0 трлн) еще сравнительно невелика (около 3%). Есть все предпосылки ожидать дальнейшего как качественного, так и количественного роста таких сервисов.