Разделы

Цифровизация Инфраструктура

ИТ-инфраструктура: банки начинают апгрейд

Одними из первых сформировав свои ИТ-ландшафты, банки начинают пересматривать ИТ-стратегии. Информационные технологии сегодня нужны им не только для поддержки бизнес-процессов, но и для повышения своей привлекательности – как для клиентов, так и для инвесторов. Фокусируясь на новых задачах бизнеса, банки приходят к необходимости перестройки или модернизации ИТ-инфраструктур. В существующих условиях они должны быть не только надежными и эффективными, но обязательно очень гибкими, адаптируемыми и управляемыми. Эти вопросы обсуждались на прошедшем недавно круглом столе " ИТ-инфраструктура банка: особенности развития", организованном CNews Analytics и CNews Conferences.

Сергей Буш: Тестирование приложений и мониторинг должны стать автоматизированными

На вопросы CNews ответил Сергей Буш, заместитель генерального директора компании "Verysell Проекты".

CNews: Нужна ли банкам единая система автоматизации?

Сергей Буш: Банковские ИТ-инфраструктуры неизбежно будут состоять из все большего количества узкоспециализированных систем (модулей) со степенью интеграции друг с другом от слабой до сильной. Более подходящий для них термин - "интегрированные" системы автоматизации, а определение "единая" подразумевает два неудачных подтекста. Во-первых, он предполагает сильную интеграцию входящих в ИТ-инфраструктуру систем (что в большинстве случаев неверно) и единственность экземпляра той или иной подсистемы (например, АБС, СУБД и т.д.). Во-вторых, он указывает на то, что задачу интеграции должен решать производитель (что также является неэффективным).

Построение современной ИТ-инфраструктуры - задача для департаментов информационных технологий (ДИТ) банков и системных интеграторов. Отдельной темой является вопрос, сколько у нас реально системных интеграторов, а не перепродавцов ПО и оборудования.

CNews: В чем вы видите основные сложности использования технологии виртуализации?

Сергей Буш: Как раз в том, что при всей очевидности и эффективности использования данной технологии она является лишь частью более общей (интеграционной) задачи: мобильности доступа как для клиентов, так и для сотрудников банков, консолидации данных, вычислительных ресурсов, увеличения гибкости, надежности, управляемости и безопасности ИТ-инфраструктуры.

Поэтому вопрос виртуализации затронет всю структуру центров обработки данных (ЦОД), в том числе систем хранения данных (СХД), серверов, сетевой инфраструктуры, энергопотребления.

Хотел бы рекомендовать не пытаться решить вопрос "один на один" с производителем средств виртуализации, а провести поэтапное и полноценное тестирование возможных конфигураций с тем набором прикладных систем, которые уже используются в банке или планируются к использованию в ближайшее время.

CNews: Чем чреваты требования различных стандартов, существующих банковской сфере, с точки зрения программных продуктов? Насколько чутко разработчики учитывают новые требования в своих продуктах?

Сергей Буш: Эти требования заставляют создавать все более гибкие решения в ИТ-инфраструктуре. Настолько, насколько это необходимо самим банкам.

CNews: Насколько интересен банкам аутсорсинг ИТ-инфраструктуры - например, ЦОДов, во все более усложняющихся условиях построения ЦОДов в Москве? Передача их внешних провайдерам в регионы видится целесообразным - каково ваше мнение в этом вопросе?

Зачем бизнесу оптимизаторы и какой лучше
Бизнес

Сергей Буш: Насколько банки готовы сейчас использовать для своих систем внешние ЦОДы, узнаем через год-два. Полагаю, что многофилиальные банки начнут вынесение ЦОДов в регионы.

CNews: Нужны ли банкам западные АБС? Похоже, что до сих пор в России не было успешных проектов перехода на подобные продукты взамен отечественных?

Сергей Буш: С моей точки зрения, ответ отрицательный: для западных АБС нет большого будущего в России. Сложность и большой объем требуемых доработок не способствуют продвижению западных систем.

Исключением может стать случай, если зарубежная АБС будет свободным программным продуктом. (улыбается)

В заключение хотел бы выделить основные направления развития ИТ-инфраструктуры банков. Первое - это расширение возможностей и доступности систем самообслуживания клиентов (решения клиент-банк, интернет-банкинг, банкоматы, терминалы, центры обслуживания по звонку и т.д.). Одним словом, "не пускать" клиентов в банк.

Российскую DLP-систему протестировали на совместимость с ОС Astra Linux
Импортонезависимость

Второе направление - автоматизация автоматизации. Тестирование приложений и мониторинг должны стать автоматизированными. Это будет ключевым условием гибкости и интегрированности комплексных ИТ-инфраструктур банков.

Третьим направлением может стать сводное хранилище данных (BI, ECM и электронный архив неструктурированной информации). И последнее - дальнейшее развитие прикладных систем (help-desk, CRM, АБС).

Для достижения успешного результата, рекомендую обратить внимание на реорганизацию ЦОД, использование свободного ПО, методологию ведения ИТ-проектов (можно начать со статьи "Новые методологии программирования", автор Мартин Фаулер). Об этом стоит поговорить отдельно в следующий раз.