Спецпроекты

На страницу обзора
Новикомбанк построил систему управления эффективностью бизнеса
За 1,5 года Новикомбанк провел масштабную перестройку модели финансового управления. Для ИТ-поддержки современных управленческих процессов была внедрена ВРМ-система «Контур» разработки отечественной компании Intersoft Lab.

В 2014 г. Новикомбанк приступил к реализации комплекса мероприятий по совершенствованию методик и технологий финансового управления. Были решено внедрить единую в масштабах всего банка модель расчета финансового результата с учетом внутренней стоимости ресурсов и разнесения накладных расходов с аналитической детализацией по бизнес-направлениям, точкам продаж, клиентам и вычисления себестоимости банковских операций. Также требовалось централизовать процесс контроля хозяйственных расходов в масштабах всего банка и его филиалов. Параллельно хотелось создать современную ИТ-инфраструктуру для управления эффективностью бизнеса.

Выбор решения

По итогам тендера в качестве ИТ-базы для модернизированной управленческой модели была выбрана ВРМ-платформа «Контур» 3.1. Центральное место в решении занимает хранилище данных «Контур», в которое на ежедневной основе загружается нормативно-справочная информация, данные о клиентах, счетах, банковских операциях из АБС Diasoft FA# Bank, эксплуатирующейся в банке.

Архитектура BPM-системы

bpm_3.png

Приложения ВРМ-системы отвечают на автоматизацию различных задач. Приложение «Управленческая отчетность» предназначено для вычисления финансового результата в различных аналитических разрезах. Приложение «Аллокации» – для расчета разнесения косвенных расходов при оценке рентабельности бизнес-направлений. В приложении «Трансфертное управление ресурсами» рассчитывается трансфертная стоимость ресурсов, которая учитывается в финансовом результате бизнес-подразделений и точек продаж. Приложение «Бюджет хозяйственных расходов» служит для централизованного контроля и учета фактического исполнения хозяйственного бюджета банка. Отчетность из ВРМ-системы «Контур» подготавливается с применением электронных таблиц как наиболее доступного для сотрудников банка средства подготовки отчетов.

Подробности реализации

На реализацию проекта потребовалось в целом год и 6 месяцев. Первый этап проекта – построение хранилища данных (ХД) – был начат в октябре 2013 г. К январю 2014 г. была обеспечена загрузка в ХД «Контур» данных из АБС и налажены процедуры контроля качества данных.

График выполнения проекта

grafik_2.png

Второй этап стартовал в январе 2014 г. За три месяца было настроено приложение «Управленческая отчетность». Первые отчеты по финансовому результату бизнес-направлений и точек продаж банк получил уже в апреле 2014 г.

Параллельно началось внедрение приложения «Бюджет хозяйственных расходов» для поддержки методики централизованного контроля расходов филиалов. Работы начались в апреле 2014 г. и были выполнены за три месяца. В результате расходы филиалов ежедневно, на уровне документов на оплату, стали контролироваться головным офисом банка.

К автоматизации расчета трансфертной стоимости ресурсов банк приступил в январе 2015 г. В апреле 2015 г. эта задача была успешно решена. Общий срок работ составил три месяца. В результате в отчетах по финансовому результату появились данные о стоимости ресурсов.

Автоматизация аллокаций косвенных расходов и интеграция с приложением «Бюджет хозяйственных расходов» была выполнена за 3,5 месяца – в период с июня по сентябрь 2015 г. В результате финансовый результат бизнес-направлений и подразделений стал содержать данные о принятых накладных расходах.

Хотя общая продолжительность проекта составила без малого 2 года, времени на непосредственное выполнение работ было затрачено меньше: 3 месяца потребовалось на решение задачи сметного контроля, еще 12,5 месяцев – на автоматизацию управления прибыльностью. При этом этапы проекта выполнялись строго последовательно, между отдельными этапами существовали перерывы, предназначенные для «вживления» новой системы в банковскую деятельность. В это время пользователи системы осваивали ее функциональность, а бизнес-подразделения привыкали к новым отчетам и использованию дополнительной аналитической информации.

Результаты проекта

По итогам проекта удалось решить практически все поставленные задачи. Во-первых, автоматизирован расчет финансового результата по подразделениям, точкам продаж и клиентам. Финансовое управление и топ-менеджеры банка получили возможность контролировать финансовый результат банка с большей детальностью, чем ранее, и в более короткие сроки.

Во-вторых, финансовый результат теперь рассчитывается с учетом внутренней трансфертной стоимости ресурсов и разнесения накладных расходов. Это – основа для выявления резервов роста внутренней эффективности банка, более глубокого и наглядного понимания финансовых результатов бизнес-направлений и точек продаж. В-третьих, банк централизовал управление затратами по филиалам.

Наконец, организация получила современную ИТ-платформу для управления эффективностью, открытую для финансистов. Это обеспечивает оперативность реагирования на изменения, потому что финансовые методики постоянно совершенствуются и модифицируются.

О Новикомбанке

Новикомбанк занимает 31 место в рейтинге крупнейших российских банков по объему активов (рейтинг «Интерфакс-100») и является участником системы страхования вкладов. По состоянию на 01 октября 2015 г. активы Банка составляют p289,8 млрд, собственные средства (капитал) — p41,0 млрд. Устойчивая структура баланса, высокие показатели рентабельности, хорошее качество активов позволяют Новикомбанку оставаться одним из наиболее стабильных и надежных российских банков. Объем кредитного портфеля Банка на 1 октября 2015 г. превышает p153 млрд, при этом более 98% составляют корпоративные кредиты. Новикомбанк является базовым Банком ГК Ростех.

О компании Intersoft Lab

Intersoft Lab – отечественный поставщик консультационных услуг и ИТ-решений в области управления эффективностью бизнеса (Business/Corporate Performance Management, BPM/CPM) для кредитных организаций, на рынке ВРМ/CPM-технологий более 15 лет. За это время успешно реализовано более 200 проектов в крупных банках России и СНГ: построение хранилищ данных, постановка и автоматизация финансового планирования и бюджетирования, управления прибыльностью, подготовка финансовой и управленческой отчетности, отчетности для Банка России и налоговой отчетности. Intersoft Lab – лидер среди поставщиков ВРМ/CPM-систем для российских банков с долей рынка более 50 %. Флагманский продукт компании – BPM-платформа «Контур» на основе финансового хранилища данных.

-

Интервью обзора

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ) - м
Расходы на услуги связи и информационные технологии (Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)iмлн), РСБУ, 2014 г. Динамика расходов 2014/2013, %
1 18 584.8 11%
2 3 296.8 45%
3 1 600.5 17%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2015 - м
Город Выручка от проектов в финансовом секторе, 2013, iтыс. (с НДС)
1 Москва 12 757 957
2 Москва 10 005 930
3 Москва 7 002 296
Подробнее

Рейтинги

Расходы банков на ИКТ (по отчетности РСБУ)
Расходы на услуги связи и информационные технологии (iмлн), РСБУ, 2014 г. Динамика расходов 2014/2013, %
1 18 584,8 11%
2 3 296,8 45%
3 1 600,5 17%
Подробнее

Рейтинги

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для банков 2015
Город Выручка от проектов в финансовом секторе, 2013, iтыс. (с НДС)
1 Москва 12 757 957
2 Москва 10 005 930
3 Москва 7 002 296
Подробнее